Экономика Бельгии: описание, основные направления, тенденции развития

Небольшая высокоразвитая страна на северо-западе Европы с передовой промышленностью и интенсивным сельским хозяйством. Экономика Бельгии процветала последние более чем полвека благодаря удобному географическому положению, использованию современных технологий и наличию высокообразованной многоязычной рабочей силы. С давних времен страна является мировым центром огранки алмазов и торговли бриллиантами.

О стране

Королевство Бельгия находится в Западной Европе, между Францией и Нидерландами, а на севере омывается Северным морем. Площадь территории страны занимает 30 528 кв. км.

(141-е место в мире). Регионы страны имеют свою экономическую специализацию – почти вся промышленность Бельгии сосредоточена во фламандской зоне, около столицы и в двух больших валлонских городах – Льеже и Шарлеруа.

Страна получила независимость от Нидерландов в 1830 году и находилась под оккупацией Германии во время мировых войн. С момента основания государства является конституционной монархией, во главе которой стоит король, сейчас Филипп I. В апреле 1949 года страна вступила в Северный альянс, а в 1957 году – в Европейское экономическое сообщество.

В 1999 году стала одной из стран, учредивших ЕС и Валютный союз. В 1980 году преобразовалась в федерацию, в состав которой входят три региона – Фламандский, Нидерландский и столичный Брюссельский.

Численность населения страны составляет примерно 11,6 млн человек, подавляющая часть из которых живет в городах – более 94 %. Отличается высокой плотностью населения – около 342 человек на кв. км, уступает по этому показателю только Нидерландам и некоторым маленьким европейским государствам.

Около 75 % населения относятся к коренным жителям страны (фламандцам и валлонам), следующие по численности национальные группы – итальянцы (4,1 %) и марокканцы (3,7 %). Важной этнической группой являются немцы, которые образуют немецкоязычное сообщество в одной из частей Льежа.

[custom_ads_shortcode1]

Общая характеристика экономики Бельгии

Современная промышленность и сельское хозяйство в значительной мере ориентированы на экспорт, до 40 % промышленной продукции продается в другие страны, в основном Европейского союза. Отличительной особенностью является значительный удельный вес государственного сектора в энергетике, коммунальном хозяйстве и транспорте.

Удобное географическое положение и высокоразвитая транспортная система позволили создать широко диверсифицированную экономику страны. Бельгия обеспечивает отличные транспортные услуги. Они важны для производства и сектора высоких технологий. Если говорить об экономике Бельгии кратко, то это высокотехнологичная постиндустриальная экономика с преобладающим сектором услуг (72,2 % в структуре ВВП), с эффективной промышленностью (22,1 %) и интенсивным сельским хозяйством (0,7 %).

Отдельные регионы страны имеют свою специализацию, такие отрасли промышленности Бельгии, как сфера услуг и высокотехнологичные предприятия, в большей части сконцентрированы в северной, густонаселенной части Фландрии. Производство стали и угля размещено в южных районах Валлонии. Сфера услуг, особенно финансовый сектор, и переработка алмазов сосредоточены в столичном регионе.

Экономика Бельгии ориентирована на экспорт, в год на международном рынке продает товаров примерно на 300 млрд долл. США. Страна занимает лидирующие позиции в мировой торговле черными и цветными металлами.

Один из ведущих европейских экспортеров угля. Имеет развитую автомобильную, радиотехническую и электронную промышленность. В мире также известна своими шерстяными коврами и синтетическими напольными покрытиями.

Имея незначительное число месторождений полезных ископаемых, страна вынуждена импортировать значительное количество сырья и экспортировать промышленные изделия. Это делает экономику зависимой от ценовых колебаний на глобальных рынках, чем характеризуется открытость экономики Бельгии и Нидерландов (имеющей схожую структуру экономики). Объем импорта составляет примерно 280 млрд долл.

США. Основные продукты импорта – сырье, машины, необработанные алмазы и нефтепродукты. Ключевые партнеры – Нидерланды (17,3 %), Германия (13,8 %) и Франция (9,5 %).

[custom_ads_shortcode2]

Текущее состояние

Бельгия является индустриально развитой страной, с преобладающим спектром услуг, с достаточно высокой долей промышленности и незначительной величиной сельскохозяйственного сектора. ВВП страны, по данным 2018 года, составляет 536,06 млрд. долл.

США, 24-е место в мире. По уровню ВВП на душу населения в прошлом году находилась на 19-м месте с показателем в 46 978,65 долларов. Бельгия имеет существенные государственные расходы, составляющие более 50 % от ВВП.

В 2017 году экономика Бельгии выросла на 1,7 %, а в предыдущие два года ВВП рос по 1,4 % в год. Страна достаточно быстро оправилась от мирового финансового кризиса 2008 года, показав на следующий год рост ВВП в 7 %, однако в последующие годы темпы роста были невысокими. Уровень безработицы существенно отличается по регионам, что связано с различиями в структуре производства.

Если во Фландрии показатель составляет 4,4 %, то в Валлонии он значительно выше и равен 9,4 %. В среднем по стране безработица достаточно высока и достигла уровня в 7,3 %. Промышленность и экономика Бельгии в целом достаточно быстро оправились от террористических актов весны 2016 года, которые в большей степени повлияли на индустрию гостеприимства и туризм столичного региона.

[custom_ads_shortcode3]

Бюджетные проблемы

Дефицит бюджета составил около 1,5 % ВВП, по данным 2017 года. Правительство, сформированное правоцентристской партией, намерено и дальше сокращать дефицит государственного бюджета. Что в первую очередь связано с давлением со стороны Европейского союза, направленным на уменьшение достаточно высокого госдолга страны, который составляет 104 % ВВП, что значительно выше установленного Маастрихтским договором рекомендованного показателя в 60 %.

Дефицит бюджета страны связан с плохой собираемостью налогов и избытком занятых в государственном секторе. Кроме того, правительство субсидировало отдельные нездоровые отрасли экономики Бельгии, в том числе угольную, сталелитейную, судостроительную, текстильную и стекольную промышленность. Однако эти меры несут также и сдерживающее влияние на экономический рост. Ограничить устойчивое восстановление частного потребления могут также: снижение государственных расходов, низкий рост доходов населения и относительно большая инфляция.

[custom_ads_shortcode1]

Ближайшие меры и перспективы

Правительство страны в ближайшей перспективе намерено проводить институциональные реформы для повышения эффективности экономики Бельгии в будущем планируемом периоде. Эти меры включают значительные изменения в правилах рынка труда и социальной политике, в частности выплаты социальных пособий. Что должно позитивно сказаться на конкурентоспособности бельгийской заработной платы на региональном рынке труда. Реформы ухудшили условия труда, что вызвало значительное напряжение в отношениях с профсоюзами, которые провели в ответ несколько продолжительных забастовок.

В позапрошлом году правительство страны утвердило программу изменения налогового законодательства, в которой предусматривалось снижение ставок корпоративного налога с 33 до 29 % к 2018 году и до 25 % к 2020 году. Налоговый план предусматривает в том числе и введение налоговых льгот для инноваций и малого и среднего бизнеса, которые должны стимулировать привлечение частных инвестиций и повысить конкурентоспособность.

Страна полностью зависит от импорта иностранного ископаемого топлива, и плановое закрытие семи бельгийских атомных станций к 2025 году только значительно увеличит зависимость от зарубежных энергоносителей. Роль страны как регионального логистического цента делает ее уязвимой к колебаниям внешнего спроса, чем характеризуется открытость экономики Бельгии и Нидерландов, которые сильно зависят от международной торговли, особенно с торговыми партнерами по Европейскому союзу. Через морской порт Зебрюгге осуществляется около половины торговли с Великобританией и три четверти торговли с другими странами ЕС.

[custom_ads_shortcode2]

Тенденции развития экономики

Экономическая политика страны сосредоточена на разработке новых форм участия в международном разделении труда. Конкуренция со стороны развивающихся стран усиливается в традиционных для Бельгии отраслях экономики. Они включают металлургию, химию и легкую промышленность.

Поэтому основной тенденцией развития экономики Бельгии в ближайшей перспективе будет расширение роли высокотехнологичных отраслей. Правительство будет увеличивать поддержку секторов “новой экономики” – телекоммуникаций, микроэлектроники, цифровых технологий и биотехнологий. Что требует значительного притока инвестиций.

Для этого страна намерена повысить инвестиционную привлекательность, на первом этапе за счет модернизации инфраструктурных объектов (морские и аэропорты, магистральные автодороги). Основное внимание будет сосредоточено на поддержание имиджа “золотых ворот Европы”, которую страна выполняла в последние 500 лет, правда, с переменным успехом. Государство также намерено снизить свое участие в производственной и предпринимательской сфере, постепенно приватизировав около 150 крупных компаний. Если говорить кратко об экономике Бельгии ближайших десятилетий, то она должна стать более высокотехнологичной и менее государственной.

[custom_ads_shortcode3]

Промышленность

Начиная с раннего Средневековья, страна являлась развитым промышленным центром Европы. Старейшая отрасль – текстильное производство, когда-то дававшее на экспорт знаменитое фламандское сукно, по-прежнему сосредоточена в основном во Фландрии (до 75 %). Оружейное дело стало развиваться в валлонском городе Льеже, а огранка алмазов и мировая торговля бриллиантами – в Антверпене.

Долгое время промышленность Бельгии кратко можно было охарактеризовать как развивающую и модернизирующую традиционные для страны производства. Много веков страна является мировым лидером в металлургии. В Средние века здесь располагались мастерские феронов, сейчас современные металлургические заводы, производящие специальные сорта стали, автомобильного проката и проволоки.

Стране принадлежит 15-20 % в мировом экспорте продукции металлургии. Металлургические заводы традиционно расположены в пригородах Антверпена и Льежа, куда привозится импортное сырье.

В машиностроении специализируется на производстве оборудования для металлургии и химии, транспортных средств, электротехнической продукции. В последние несколько десятилетий страна производила в среднем около одного миллиона автомобилей в год, большинство из которых изначально предназначалось на экспорт. Кроме того что в Бельгии осуществляется конечная сборка машин, множество металлоемких запасных частей изготавливаются из местной стали.

По стоимости выпускаемой продукции химическая отрасль, зародившаяся когда-то на основе переработки отходов доменного производства, находится на втором месте после машиностроения. Бельгия продолжает оставаться крупнейшим производителем продуктов неорганической химии. Однако конкуренция с развивающимися странами на этом рынке усиливается.

Поэтому в последние десятилетия химические компании страны стали специализироваться и в производстве фармацевтической продукции. Страна стала одним из мировых лидеров в производстве лекарственных средств. Бельгийские компании вкладывают значительные инвестиции в разработку новых препаратов.

Знаменитая пищевая промышленность страны имеет важное значение для экономики Бельгии. Многие глобальные компании разместили здесь свои производства. В стране производится около 600 марок пива, возраст некоторых из них достигает 400-500 лет. Крупнейший в мире производитель пива – Anheuser-Busch InBev вырос из бельгийской компании.

Особое внимание уделяется развитию высокотехнологичного сектора, в стране работает более 140 биотехнологических компаний, на долю которых приходится около 16 % оборота отрасли Евросоюза и примерно 10 % затрат на исследования и разработки. Среди ведущих бельгийских высокотехнологичных компаний можно отметить Agfa-Gevaert, Barco, Real Software, а также несколько фармацевтических фирм.

[custom_ads_shortcode1]

Сельское хозяйство

Современное сельское хозяйство страны характеризуется высокой интенсивностью и отличной технической вооруженностью. Однако роль отрасли в экономике Бельгии незначительна, доля в ВВП составляет всего 0,7 %. Сельскохозяйственные земли занимают примерно четверть территории, из них около 65 % отведено для выращивания кормов и под пастбища.

Примерно на 15 % земель выращиваются зерновые, которые удовлетворяют меньше половины потребностей страны. Производство некоторых видов продовольствия превышает внутренние потребности, например овощи, яйца, мясо, сливочное масло и молоко. Страна является импортером сельскохозяйственной продукции, удовлетворяя примерно на 20 % потребностей на внешнем рынке.

В отрасли работают в основном фермерские хозяйства, однако больше половины из них не имеют собственной земли и являются арендаторами сельхозугодий. Небольшие крестьянские хозяйства сохранились на юге страны в Арденнах. В сельскохозяйственном производстве широко используется техника и наемный труд. Особенно в крупных фермерских хозяйствах (площадью в 50-200 га), характерных для центральной части страны, в провинциях Брабант и Эно.

Как и промышленность, сельское хозяйство имеет свои региональные особенности. Во Фландрии находятся основные фермы, специализирующиеся в мясо-молочном производстве, выращивают лен, цикорий, табак, цветы, овощи и фрукты. В горных районах Арденн развито животноводство – разводят крупный рогатый скот и овец. В центральной части страны, на суглинистых почвах, процветает овощеводство и садоводство.

[custom_ads_shortcode2]

Энергетика

Основой энергопотребления Бельгии является атомная энергетика и импортируемое углеводородное сырье. Нефть покупается на Ближнем Востоке, сжиженный природный газ- в Алжире и Нидерландах, урановый концентрат – во Франции, Канаде, США и ЮАР. Атомная энергетика обеспечивает до 54 % потребностей страны в электроэнергии, сжигаемое минеральное топливо – до 38,4 %, незначительное количество получают за счет взобновляемых источников и гидроресурсов.

После аварии на японской атомной электростанции в Фукусиме в 2011 году правительство страны приняло решение о поэтапном закрытии семи бельгийских АЭС к 2025 году. Однако уже осенью прошлого года в стране работал только один реактор в связи с проведением ремонтно-технических работ на остальных объектах. Оператор бельгийских АЭС компания Engie-Electrabel сообщила ранее, что в режиме эксплуатации в 2018 году остаются лишь два из семи реакторов на территории Бельгии.

Два энергоблока отключены из-за ухудшения состояния бетона в конструкции бункеров, а еще два остановлены из-за утечек в системе охлаждения. Еще один реактор был остановлен в ноябре 2018 года для плановой технической профилактики.

Дефицит электроэнергии в бельгийской экономике будет восполняться импортом из Германии, Франции и Нидерландов. По предварительной оценке специалистов, возможна нехватка электроэнергии в 4 тыс. мегаватт. Правительство страны даже не исключает возможность веерного отключения электричества зимой 2018-2019 годов и подорожания тарифов.

ГлавнаяСтраныБельгия / Экономика Бельгии

Обзор экономики Бельгии.

Экономика Бельгии – это современная, открытая, базированная на частных предприятиях экономика, которая основывается на центральном географическом положении Бельгии, высокоразвитой транспортной сети, и диверсифицированной промышленной и коммерческой базе. Промышленность сосредоточена, главным образом, в более населенном регионе Фландрия на севере страны. Обладая немногочисленными природными ресурсами, Бельгия импортирует большие количества сырья, и экспортирует большие объемы готовых изделий, вследствие чего экономика Бельгии подвержена волатильности на мировом рынке. Почти три четверти объема торговли Бельгия осуществляет с другими странами Евросоюза; Бельгия получает большие преимущества от соседства с Германией. В 2013 году ВВП Бельгии вырос на 0,1%, безработица выросла до 8,8%, хотя в 2012 году она составляла 7,6%, также правительство понизило дефицит бюджета от максимального 6% от ВВП в 2009 году до 3,2%. Несмотря на относительное улучшение в области дефицита бюджета, государственный долг страны составляет около 100% от ВВП – фактор, из-за которого инвесторы считают, что Бельгия особенно подвержена кризису еврозоны. По бельгийским банкам сильно ударил международный финансовый кризис в 2008 году, и три крупнейших банка страны получили инъекции капитала от правительства, а также произошла национализация бельгийского отдела франко-бельгийского банка.

ВВП Бельгии – итого.

507,4 млрд. долл. (оценка 2013).

ВВП Бельгии – рост.

0,1% (оценка 2013)-0,3% (оценка 2012)1,8% (оценка 2011)

ВВП Бельгии на душу населения.

37 800 долл. (оценка 2013)38 000 долл. (оценка 2012)38 400 долл. (оценка 2011)

Производимые продукты сельского хозяйства.

сахарная свекла, овощи, фрукты, зерно, табак; говядина, телятина, свинина, молоко.

Отрасли, промышленность.

машиностроение и металлообработка, сборка автотранспорта, транспортное оборудование, научная аппаратура, обработанные пищевые продукты и напитки, химикаты, основные металлы, текстиль, стекло, нефть.

Рабочая сила Бельгии.

5,15 млн. (оценка 2013).

Рабочая сила по сфере занятости.

сельское хозяйство: 2%промышленность: 25%сектор услуг: 73% (оценка 2007)

Уровень безработицы Бельгии.

8,8% (оценка 2013)7,6% (оценка 2012)

Население за чертой бедности.

15,2% (оценка 2007).

Государственный долг Бельгии.

102,4% от ВВП (оценка 2013)
99,6% от ВВП (оценка 2012)

Уровень инфляции Бельгии по потребительским ценам.

1,3% (оценка 2013)
2,6% (оценка 2012)

Объем экспорта Бельгии.

295,3 млрд. долл. (оценка 2013)
302,4 млрд. долл. (оценка 2012)

Экспортируемые товары Бельгии.

машины и оборудование, химикаты, готовые бриллианты, металлы и изделия из металла, продукты питания.

Партнеры Бельгии по экспорту.

Германия – 18%, Франция – 16,1%, Нидерланды – 13%, Великобритания – 7,3%, США – 5,3%, Италия – 4,4% (2012).

Объем импорта Бельгии.

310,2 млрд. долл. (оценка 2013)
311,1 млрд. долл. (оценка 2012)

Импортируемые товары Бельгии.

сырье, машины и оборудование, химикаты, необработанные алмазы, медикаменты, продукты питания, транспортное оборудование, нефтяные продукты.

Партнеры Бельгии по импорту.

Нидерланды – 20,9%, Германия – 14,2%, Франция – 10,6%, США – 6,1%, Великобритания – 5,5%, Ирландия – 4,4% (2012). Источник: The World Factbook.

Бельгия относится к группе небольших высокоразвитых европейских государств, которые занимают важное место в современной мировой экономике. Этой категории «малых привилегированных наций» удалось весьма эффективно использовать собственные природные благоприятные предпосылки (удобное геостратегическое положение, наличие естественных ресурсов и пр.) для ускоренного индустриального развития. Впоследствии на этой основе стали формироваться доминирующие отрасли национальной экономики, ориентированные на выпуск высококачественной и технически передовой продукции, на собственные «маркетинговые ниши» мирового рынка.

Бельгию нередко называют одной из первых индустриальных стран мира. В 19 в. она даже именовалась «маленькой мастерской мира». В первые годы после 2-й мировой войны к ней постоянно прибавляли термин «чудо-страна» или «витрина индустриального процветания». Но в последние три десятилетия 20 в. Бельгию нередко относили к категории «больного участника Евросоюза». Экономика этой страны в нач. 21 в. находится в фазе сложнейшей структурной перестройки, процессе поиска новой промышленной специализации в мировой экономике. И в этой сфере начали обозначаться определённые достижения.

ВВП Бельгии — 297,2 млрд долл. (2002), что соответствует 0,7—0,8% мирового уровня. ВВП на душу населения — 29 тыс.

долл. , что находится на уровне ведущих европейских государств, но значительно уступает большинству малых высокоразвитых стран (9-е место).

Экономический рост страны в последние годы характеризовался умеренными темпами (прирост ВВП в 1999 — 2,5%, в 2000 — 4,1%, в 2001 — 2,6%), но в 2002 произошло резкое замедление (0,6%), что было вызвано ухудшением мировой хозяйственной конъюнктуры. В стране практически отсутствует инфляция (1,7% в 2002).

Наиболее сложные проблемы бельгийской экономики связаны с занятостью (общее число работающих — 4,44 млн чел. в 2001), по уровню безработицы страна постоянно занимает 1—2-е места в ЕС (в 1999 — 11,7%, в 2000 — 10,9%, в 2001 — 10,6% и только в 2002 достигнут некоторый прогресс — 7,2%). Основная причина этого явления связана со структурной слабостью национальной экономики («старомодная специализация»).

Бельгия оказалась в наибольшей степени уязвленной среди европейских стран конкуренцией со стороны т. н. новых индустриальных государств на мировых рынках.

Они выступили продуцентами и поставщиками такой продукции, которая существенно совпадала с традиционной бельгийской специализацией (сталь, металлообработка, общее машиностроение, неорганическая химия, стекло, текстиль). Феномен высокой бельгийской безработицы связан со сложностями приспособления к новым потребностям и условиям конкурентной борьбы на мировых рынках.

Особенности отраслевой структуры бельгийской экономики достаточно чётко отражаются по вкладу отраслей в ВВП (2001): сельское хозяйство — 1%, промышленность — 24%, услуги — 74%. Аналогичная картина складывается и при анализе занятости — 2, 25, 73% соответственно.

Промышленность. Преобладание сферы услуг сыграло существенную роль в замедлении процессов структурной перестройки национального хозяйства. Ведущие финансово-промышленные группы страны (Societe General de Belgique, Groupe Bruxelles Lambert и пр.

) возникли ещё при прежней хозяйственной специализации и контролировали до половины экономических субъектов. Бельгийский капитализм, который можно охарактеризовать скорее как банкирский, чем промышленно-предпринимательский, не проявлял большой склонности переключаться со «старомодной», но прибыльной специализации на новые отрасли, связанные с большими рисками. Поэтому ставка была сделана на модернизацию и даже создание новых современных предприятий в прежних отраслях.

Много веков основу традиционной хозяйственной специализации страны составляла чёрная и цветная металлургия. Первые «мастерские феронов» (металлургов) появились в этих местах ещё в Средние века. Позднее именно здесь был внедрён т.

н. валлонский процесс второй переплавки чугуна, приведший к появлению сталелитейного производства. Современная Бельгия продолжает оставаться одним из ведущих производителей стали в ЕС (около 11,3 млн т в 2001).

Её доля в мировом экспорте этой продукции составляет около 15—20%. Но особая ставка теперь сделана на выпуск специализированных изделий: нержавеющей стали, автомобильного проката, стальной проволоки и пр.

Формирование нового облика этой отрасли происходило в тесном альянсе с иностранными компаниями. Ведущий производитель нержавеющей стали фирма Cockerill-Sambre уступила контрольный пакет 53,7% акций французской компании Usinor. Современный металлургический комбинат Sidmar, ориентированный на выпуск автомобильного листа, вошёл в состав люксембургского концерна ARBED (60%) и т.д.

Химическая отрасль также продолжает оставаться важнейшей основой бельгийской промышленности (по стоимости продукции она занимает 2-е место после машиностроения). Она зарождалась на базе использования отходов доменной индустрии. Разработанный местным предпринимателем Сольвейем метод получения соды привел к быстрому развитию производства различных кислот (азотной, серной и пр.

), а также минеральных удобрений.  Бельгия продолжает оставаться крупнейшим европейским производителем и экспортёром продукции неорганической химии (около 1/3).

Вместе с тем традиционный лидер в этой отрасли концерн Solvay уже осуществил частичное смещение своего производства в сферу органической химии. Совместно с другим ведущим национальным концерном USB он постепенно превращается в крупнейшего продуцента современной фармацевтической продукции. Вместе с тем подавляющее большинство новых производств органической химии сформировалось в партнёрстве с иностранными концернами (BP, Dow Chemicals, Union Carbide, BASF и др.

), которые обосновались в районе антверпенского порта. Из 20 ведущих химических корпораций мира 10 представлены своими подразделениями в этом районе (он считается крупнейшим европейским центром химического производства).

Структурные сдвиги происходят и в бельгийском машиностроении. Оно традиционно ориентировалось на выпуск оборудования для металлургии и химии, транспортных средств, электротехнической продукции. Бельгийские фирмы попрежнему лидируют в производстве и экспорте кузнечно-прессового оборудования (фирма LFT). Но на 1-е место вышло транспортное машиностроение, в котором вместо железнодорожного и судового производства был налажен крупномасштабный выпуск легковых автомобилей (ежегодно около 1 млн шт.).

Этот сектор бельгийского машиностроения также создавался в тесном сотрудничестве с иностранным капиталом. Начало было положено американской General Motors, которая построила в зоне антверпенского порта крупный завод по сборке автомашин (около 20 тыс. шт.

ежегодно). Затем появились производственные корпуса другого американского автогиганта Ford (в предместьях г. Гент).

Если первая компания ориентировалась в основном на «отверточную модель» производства (т. е. сборку из импортных компонентов), то вторая стала использовать местные комплектующие изделия, связанные с традиционной бельгийской специализацией (крылья из стального проката, кузова, автостекло и пр.

). Позднее эта модель стала использоваться в Бельгии и европейскими автоконцернами (Renault, Volkswagen, Volvo).

Такой путь международной специализации бельгийской промышленности вызвал определённое беспокойство в стране, поскольку возрастала зависимость национальной экономики от стратегических планов иностранных партнёров. Но возобладал прагматический подход к решению этой проблемы. Появлялась возможность создать новое мощное производство, обеспечить стране среднеевропейские темпы хозяйственного роста, предотвратить катастрофическое развитие «большой безработицы».

В элитную дюжину бельгийских корпораций вошли пока немногие высокотехнологичные компании (Agfa-Gevaert, Barco), а также две химико-фармацевтические фирмы. Однако на подступах к лидерам довольно обширная группа успешно действующих обществ: Reаl Software (программное обеспечение), Innogenetics (биотехнология) и др.

Вместе с тем важнейшей особенностью бельгийской хозяйственной структуры продолжает оставаться подавляющее преобладание банковского капитала (около 70 млрд долл. , т. е.

61,4% всех активов ведущей группы). Подобная отраслевая структура не встречается у малых индустриальных европейских стран. Прежнее засилие банковского капитала в бельгийской экономике ещё сохраняется.

Правда, в самой среде коммерческих банков чётко просматриваются структурные сдвиги. Из банков прежней «старомодной специализации» удалось сохранить свои позиции лишь Groupe Bruxelles Lambert, а остальные были вынуждены объединиться с другими, обретя новые бренды (Fortis, Dexia и др.), или вообще покинуть национальную фондовую биржу. Но не менее важным следует считать появление первого фламандского банка Almanij, который связан с корпорациями новой производственной ориентации.

Сельское хозяйство не играет существенной роли в экономике страны. Преобладает молочное животноводство (стойловое), на которое приходится около 75% стоимости аграрной продукции. Под кормовыми культурами и лугами занято около 65% сельскохозяйственной площади, под зерновыми — около 15% (более половины потребностей в зерне удовлетворяется путём импорта). Преобладают фермерские хозяйства, но свыше половины всей сельскохозяйственной площади обрабатывается на основе аренды (мелкокрестьянское земледелие сохранилось в основном в Арденнах).

Транспорт и связь. Современную Бельгию обычно называют «европейским перекрёстком», поскольку она расположена на пересечении основных транспортно-торговых путей.  Бельгия занимает 1-е место в мире по густоте железнодорожной сети.

Её длина 3422 км (в т. ч. 2517 км — электрифицировано).

Автомобильные дороги включают автобаны (1674 км), которые считаются самыми современными в Европе (они свободны от денежных сборов и освещены всю ночь). Через страну проходит 7 трансъевропейских автомагистралей. Система местных шоссейных дорог (14,4 тыс.

км) обеспечивает подъезд ко всем населённым пунктам. Эффективно действует система трубопроводов: для транспортировки сырой нефти (161 км), нефтепродуктов (1167 км) и природного газа (3,3 тыс. км).

В стране эффективно функционирует несколько морских и речных портов: самый крупный Антверпен, который занимает 2-е место в Европе (ежегодный грузооборот — 120 млн т, 20 тыс. судов), Брюгге, Гент,Льеж, Намюр, Остенде. Морской торговый флот состоит из 20 судов (54,1 тыс б/т), в т.ч. 9 нефтехимических и 5 нефтяных танкеров, 5 сухогрузов (Cargo). Общая протяжённость речного судоходства — 1586 км. Большое транспортное значение имеют судоходные каналы (важнейший — канал Альберта между Антверпеном и Льежем).

Крупнейший международный аэропорт страны — Брюссель (Zaventem), который обеспечивает ежегодную транспортировку 0,5 млн т грузов. Кроме того, действуют аэропорты в Антверпене, Остенде, Шарлеруа, Бирсете. Система телефонной и телеграфной связи в стране считается высокоразвитой, технологически передовой и полностью автоматизированной. Международная связь обеспечивается пятью подводными кабельными системами и двумя надземными спутниковыми станциями (Intelsat и Eutelsat).

Торговля (оптовая и розничная) достигла крупных размеров. По существу, вся страна оказалась разделённой на сегменты, которые обслуживаются несколькими десятками крупных оптово-розничных компаний (включая и зарубежные фирмы). Они создали особую систему товаропотоков от непосредственных производителей продукции до прилавков супермаркетов (сельскохозяйственная продукция поступает в течение одних суток). Не случайно в первую десятку самых крупных национальных корпораций вошёл гигант оптово-розничной торговли Delgaize, что редко случается в других малых европейских странах.

Туризм и услуги. Вся система туристического бизнеса достаточно чётко разделена в соответствии с особенностями двух основных языково-общинных регионов (правда, жители южных провинций предпочитают именовать свой регион Валлония-Брюссель). В каждой региональной структуре выделяется два основных направления для привлечения туристов.

Первое ориентировано на демонстрацию старинных исторических городов (во Фландрии — Антверпен, Гент, Брюгге, Лувен; в Валлонии — Намюр, Льеж, Монс и Брюссель). Второе направлено на ознакомление с природными богатствами (на севере — морское побережье, вдоль которого проходит единая международная трамвайная линия от французской до нидерландской границы; на юге — горный массив Арденны).

Современная экономическая и социальная политика страны направлена на поиски путей более эффективного решения ряда важнейших проблем. В сфере экономики основные усилия концентрируются на выработке и реализации новой концепции участия страны в системе международного разделения труда. Речь идёт прежде всего о поддержке отраслей «новой экономики» (телекоммуникации, микроэлектроника, биотехнология и др.

), но, чтобы поднять национальную экономику до уровня мировых стандартов, необходимо способствовать притоку иностранного предпринимательского капитала. Считается, что Бельгия, имея население в большей части своей многоязычное, может создать международному обществу эффективную и доброжелательную среду для общения и ведения бизнеса. На первом этапе такой программы структурного преобразования экономики основную ставку государство намерено сделать на модернизацию инфраструктурных объектов (порты, аэродромы, магистральные автодороги).

При этом акцент — на всемерной поддержке функций страны как «Золотых ворот Европы», которую бельгийцы выполняли с переменным успехом на протяжении последних 500 лет. При этом государство постепенно выходит из производственно-предпринимательской сферы (началась приватизация 150 крупных компаний), с тем чтобы создать более благоприятные условия для частной предпринимательской инициативы (эффективность общественного сектора оказалась достаточно низкой).

На этой основе предполагается решение и основных социальных проблем. По утверждению действующего премьер-министра, «лучшая социальная защита — это хорошая работа». Особое значение придаётся созданию «Серебряного фонда», чтобы обеспечить финансирование разрешения демографической проблемы, которая связана со старением населения (его пик будет достигнут в 2012).

Предполагается постепенное формирование второй «капитализированной основы» для действующей пенсионной системы. С этой целью проводится крупномасштабная приватизация государственной собственности.

Кредитно-денежная политика сориентирована на решение трёх основных проблем: сокращение государственного долга, устранение дефицита бюджета, проведение налоговой реформы. Политика европейского формата предполагает сокращение государственного внутреннего долга до 60% от ВВП. В 1993 этот показатель у Бельгии был самым высоким в ЕС — 135%. В 2002 уровень государственного внутреннего долга удалось сократить до 100%.

Большие усилия предпринимались правительством по достижению сбалансированности бюджета. В течение последних 50 лет он был всегда дефицитным. Впервые в 2000 было обеспечено практически его сбалансирование (минус 0,1%), а в 2001 был получен небольшой профицит (плюс 0,3%).

Налоговое бремя в Бельгии считается самым высоким в ЕС — 46,3% ВВП (2001) по сравнению с 41,6% в ЕС. При этом доля подоходных налогов достигала 14,3% (в ЕС — 10,9%). В новой программе фискальной реформы (2001—02) предусмотрено сокращение налогового бремени на 15% в течение пятилетия. Это произойдет в результате снижения максимальной налоговой ставки до 50% (в 2002 она колебалась в пределах 52,5—55%).

Уровень жизни населения высокий, поскольку заработная плата в стране составляет 25,58 долл. в час (июнь 2000). По этому показателю Бельгия входит в первую европейскую тройку (после Германии и Швейцарии). Однако налоговое бремя также высокое. Оно должно уменьшаться в рамках происходящей реформы. Особенно заметное улучшение связано с отменой дискриминации в отношении несемейных физических лиц. Предусмотрены дополнительные налоговые льготы для малообеспеченных с тем, чтобы преодолеть т. н. капкан безработицы, при котором становится выгоднее не работать, а получать не облагаемое налогами пособие. За чертой бедности проживает лишь 4% населения.

Внешнеэкономическая сфера играет важнейшую роль для развития страны, что объясняется международной специализацией её хозяйства и важным геостратегическим положением в Европе. Эта небольшая страна уже более века входит в первую дюжину мировых экспортёров товаров и капиталов. Объём вывоза бельгийской продукции составил в 2002 162 млрд долл., а ввоза — 152 млрд долл. Основные партнёры по экспорту: ЕС — 75,3%, США — 5,6%, по импорту: ЕС — 68,7%, США — 7,2%. Столь же существенны позиции Бельгии и в международном движении капиталов. Объём аккумулированных заграничных прямых инвестиций в 2000 — 139,7 млрд долл. (9-е место в мире), а общая стоимость иностранных прямых капиталовложений в стране 185,6 млрд долл. (7-е место).

Источники:

Ссылка на основную публикацию