Финансовые санкции: основные понятия, порядок начисления, сроки исполнения

Финансово-правовая санкция – это меры финансово-правовой ответственности, применяемые уполномоченными на то государственными органами к физическим и организациям за нарушение финансового законодательства, состоящие в возложении на правонарушителя дополнительных обременений личного, имущественного или организационного характера в целях приведения его поведения в соответствие с предъявляемыми законом требованиями.

Таким образом, применение финансовых санкций влечет для виновных в совершении налоговых нарушений наступление обременительных последствий имущественного и морального характера.

Финансово-правовые санкции включены в общеправовую систему мер государственного принуждения, поэтому им свойственны все признаки юридических санкций. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в правовых нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц.

Вместе с тем финансово-правовая санкция представляет собой форму реагирования государства на нарушение законодательства, регулирующего порядок аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и является внешним материальным выражением государственно-властного принуждения за совершение финансового проступка. Санкции в финансовом праве, тем самым, обладают рядом особенностей, обусловленных спецификой механизма правового регулирования отношений, складывающихся в процессе публичной финансовой деятельности.

Финансово-правовая санкция представляет элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные финансово-имущественные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке.

В финансовом праве применяются санкции, которые известны другим отраслям права и применимы для защиты имущественных интересов многих субъектов (штрафы и пени), а также меры государственного воздействия, свойственные только финансово-правовой сфере (взыскание недоимки, блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях).

Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные санкции направлены:

None Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено – Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Виды ответственности за нарушения финансового законодательства.

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).

Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

Классификация финансово-правовых санкций. Все финансово-правовые санкции в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений и какую цель преследуют, подразделяются, на два вида: правовосстановителъные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные санкции направлены:

None Карательные (штрафные) санкции, реализация которых на­правлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства. Они устанавливаются в виде штрафов.

По основаниям применения финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции, исходящие из норм Международного права, договора, национального нормативно-правового акта. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Конституция РФ А национальные нормативно-правовые акты, в свою очередь, первичны по отношению к договорам экономических субъектов.

По основным отраслям права финансовые санкции можно подразделить на финансовые санкции за нарушения бюджетного, налогового, валютного, таможенного законодательства. Соответственно, выбор применяемых санкций определяется нормативно-правовым актом, в сфере которого правонарушение совершено – Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и т.д.

По форме финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени, блокировка счетов, блокировка расходов, приостановление операций по счетам в кредитных организациях.

Основные полномочия Федерального казначейства в области финансового контроля и привлечения к финансовой ответственности. Виды мер принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного, налогового и валютного законодательства.

Рекомендуемые страницы:

Финансовые санкции — меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к предприятиям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовые санкции — санкции, применяемые при нарушении финансовой дисциплины, допускаемой на стадии финансового планирования и в процессе исполнения финансовых планов и смет расходов — ограничение и приостановление финансирования из бюджета; взыскание в установленном размере пени за просрочку внесения налогов и неналоговых платежей в госбюджет.

Финансовые санкции — меры государственного принуждения, выражающиеся в денежной форме, применяемые уполномоченными на то государственными органами или их должностными лицами к налогоплательщикам (юридическим и физическим лицам) за совершение налогового правонарушения в установленном административными и финансово-правовыми нормами порядке, с целью обеспечения общественных и государственных финансовых интересов, возмещения недополученных бюджетом и внебюджетными фондами денежных поступлений, а также наказания нарушителей.

По видам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени.

Неустойка — самый распространенный вид финансовых санкций, широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств. Неустойкой признается определенная действующим законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Штраф — однократно выплачиваемая нарушителем обязательства денежная сумма (по общему правилу его размер определяется в твердой денежной сумме).

В отличие от штрафа пеня устанавливается обычно в процентном отношении к сумме невыплаченного обязательства и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода просрочки.

В зависимости от правовых отношений начисления финансовые санкции подразделяют на законные (то есть определенные законом) и договорные (устанавливаются соглашением сторон, определяющим размер и условия взыскания).

Источники возмещения финансовых санкций: прибыль и иные финансовые ресурсы предприятий, организаций. Суммы, уплаченные в виде финансовых санкций, относятся к непроизводительным расходам. Финансовые санкции взимаются с предприятий, организаций либо с их согласия, либо по решению суда.

За финансовые правонарушения к правонарушителю  применяются финансовые санкции.  Финансовые санкции — это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами, возлагающими на правонарушителей дополнительные обременения в виде финансовых пеней и штрафов. Иначе говоря, финансово-правовые санкции — это и есть меры финансово-правовой ответственности.

За налоговые  правонарушения финансово-правовые санкции  предусмотрены в ст. 116-129, 132-135, а  также в ст. 75 НК РФ.

Однако надо иметь в виду, что в ст. 114 НК РФ в качестве меры ответственности назван только штраф. Это обусловлено неоднозначным пониманием юридической ответственности и, в частности, отождествлением в большинстве случаев юридической ответственности только с карательными санкциями правовых норм.

За бюджетные  правонарушения санкции предусматриваются  в ежегодно принимаемых законах  о бюджетах на очередной финансовый год. В частности, в ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» финансовые санкции содержатся в ст. 56.

Бюджетный кодекс РФ также в ряде случаев прибегает к финансовым санкциям за нарушение бюджетного законодательства, однако совместно с административными. Финансово-правовые санкции предусмотрены и в ст. 124 Таможенного кодекса РФ.

К финансово-правовым следует отнести и санкции за нарушение порядка ведения кассовых операций, установленные в ст. 9 Указа Президента РФ от 24 мая 1994 г. «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей».

  • Специфические признаки
  • Функция пени
  • Финансово-правовые штрафы
  • Штраф
  • Предупредительные меры государственного принуждения
  • Бюджетный кодекс РФ

Специфические признаки

Специфические признаки, рассмотренные вместе, позволяют  отличить эти финансово-правовые санкции  от административно-правовых.

Во-первых, финансово-правовые санкции применяются за совершение финансового правонарушения, которое в сравнении с административным имеет специфику (по субъектам). Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют исключительно имущественный (денежный характер). Это — пени и штрафы.

В-третьих, денежные средства, изъятые у правонарушителя в качестве санкций, зачисляются в бюджет или государственный внебюджетный фонд. В-четвертых, санкции, применяемые за финансовые правонарушения, часто носят восстановительный и штрафной характер.

Все финансово-правовые санкции подразделяются на два вида: правовосстановительные и штрафные (карательные).

Правовосстановительные  санкции направлены на устранение вреда, причиненного государству или муниципальному образованию финансовым правонарушением. Правовосстановительной санкцией является пеня. В бюджетном и таможенном законодательстве не содержится понятие пени, хотя эта санкция предусмотрена.

Это понятие определено только в ст. 75 НК РФ применительно к налоговым правонарушениям. «Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки».

А я катаюсь на фингерборд для начинающих, помоги мне разобраться с ними! Контрактные АКПП – ремонт акпп тойота. Ремонт акпп.

[custom_ads_shortcode1]

Функция пени

Функция пени как  финансово-правовой санкции заключается  в том, чтобы компенсировать государству  или муниципальному образованию  тот вред, а именно убытки, которые  они несут в связи с несвоевременной  уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременным возвратом бюджетных средств и т.д. Таким образом, финансово-правовая пеня — это дополнительное обременение для правонарушителя.

Размер пени как финансово-правовой санкции  определен в законодательстве. Пеня за налоговые правонарушения равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,1% в день относительно неуплаченной суммы налога или сбора (п. 4 ст.

75 НК РФ). Однако во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога. Пеня за бюджетные правонарушения в 1998 г.

равнялась одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки. Этот же размер пени предусмотрен и в БК РФ (ст. 290, 291, 305).

Пеня как финансово-правовая санкция отличается от пени как гражданско-правовой санкции. Финансово-правовые пени в отличие от гражданско-правовых не могут быть установлены соглашением сторон; суммы этих пеней взыскиваются исключительно в доход государства или муниципальных образований; взыскание этих пеней с организаций осуществляется в бесспорном порядке уполномоченными государственными органами, а гражданско-правовые пени могут быть взысканы только через суд.

Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции устанавливаются  за финансовые правонарушения в целях наказания правонарушителя. Они устанавливаются в виде штрафов.

[custom_ads_shortcode2]

Финансово-правовые штрафы

Финансово-правовые штрафы за совершение налогового правонарушения взимаются в размерах, предусмотренных  в гл. 16 Налогового кодекса РФ. При  наличии смягчающих обстоятельств размер такого штрафа уменьшается не меньше чем в два раза, а при наличии отягчающих — увеличивается на 100%. 
Финансово-правовой штраф за нарушение бюджетного законодательства предусматривается ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете. В частности, в соответствии со ст. 56 ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» за нецелевое использование предприятиями и организациями средств федерального бюджета взимается штраф в размере двойной действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Штраф как мера финансово-правовой ответственности  взимается также в соответствии с Указом Президента РФ «Об осуществлении  комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов  и иных обязательных платежей» при  несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций:

за расчеты  наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных  предельных сумм — в двукратном размере суммы произведенного платежа; 
за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности — в трехкратном размере неоприходованной суммы;

за несоблюдение действующего порядка хранения свободных  денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов — в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. Штраф как мера финансово-правовой ответственности  принципиально отличается от административного  штрафа и гражданско-правового штрафа.

Финансовый штраф отличается от административного по порядку его применения: во-первых, финансовый штраф не может быть заменен иным взысканием, а также уполномоченный орган не может по своему усмотрению освобождать от наложения штрафа; во-вторых, исключается возможность взыскания штрафа и обжалования постановления о наложении штрафа в порядке производства по делам об административных правонарушениях; 
в-третьих, часто финансовый штраф налагается вместе со взысканием недоимки по налогам и пени (п. 3 ст. 101 НК РФ).

Учитывая, что финансово-правовая ответственность является разновидностью имущественной, целесообразно финансовый штраф отличать и от штрафа как меры гражданско-правовой ответственности. Так, финансовый штраф, налагаемый за финансовые правонарушения, уплачивается налогоплательщиком, получателем бюджетных кредитов за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов, а гражданско-правовой штраф относится на внереализационные расходы предприятия. Кроме того, финансовый штраф предусматривается в законодательстве, а гражданско-правовой штраф может устанавливаться соглашением сторон. От финансово-правовых санкций, являющихся мерами финансово-правовой ответственности, нужно отличать иные меры государственного принуждения, применяемые компетентными органами в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

В отличие от мер финансово-правовой ответственности, направленных на устранение вреда, причиненного финансовым правонарушением, и наказание  правонарушителя, иные меры государственного принуждения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований направлены на то, чтобы предупредить возможные неправомерные действия субъектов финансовых правоотношений, а в случае необходимости — пресечь противоправные действия и обеспечить привлечение правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности. В связи с этим иные меры государственного принуждения в вышеназванной сфере подразделяются на предупредительные и пресекательные.

[custom_ads_shortcode3]

Предупредительные меры государственного принуждения

Предупредительные меры государственного принуждения  выполняют функцию предупреждения возможных неправомерных действий субъектов финансовых правоотношений. Главным образом эти меры применяются  органами Министерства по налогам и  сборам РФ, Государственным таможенным комитетом РФ при осуществлении налогового контроля, а в ряде случаев — органами Федеральной службы налоговой полиции и Федеральным казначейством.

В число предупредительных  мер, в частности, включаются следующие:  а) право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов (ст. 31 НК РФ);  б) право налоговых органов осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, производить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (ст. 31 НК РФ);

в) право налоговых  органов требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных  поручений налогоплательщиков и  иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых  органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения (ст. 31 НК РФ);  г) вызов в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (ст. 31 НК РФ);  д) право органов казначейства получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства.

[custom_ads_shortcode1]

Бюджетный кодекс РФ

Бюджетный кодекс РФ также предусматривает меры государственного принуждения предупредительного характера. В частности, за невозврат бюджетных  средств, предоставленных на возвратной основе предусматриваются не только финансово-правовые санкции, но и предупредительная мера в виде сокращения или прекращения всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Эта мера направлена на то, чтобы предупредить возможное аналогичное правонарушение со стороны получателей бюджетных ссуд в будущем (ст. 290 БК РФ)Пресекательные  меры государственного принуждения  в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных  образований выполняют функцию пресечения противоправных действий и создания условий для привлечения правонарушителя к финансовой или иной юридической ответственности.

К пресекательным мерам государственного принуждения, в частности, относятся следующие: 
а) право налоговых органов изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (ст. 31 НК РФ);

б) право налоговых  органов приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. 31). 
в) право налоговых органов в ходе налоговой проверки производить выемку документов и предметов и т.д. (ст. 94 НК РФ).

[custom_ads_shortcode2]

Порядок применения финансовых санкций 

Источники:

Ссылка на основную публикацию