Международное финансовое право: понятие, источники, принципы

Иванова Елена Евгеньевна,Государственный Университет – Высшая Школа Экономики,
г. Москва
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений и выявить специфику их международно-правового регулирования.[1]В XX в., в особенности после второй мировой войны, в связи с развитием международного обмена, а также расширением и дифференциацией форм сотрудничества разных стран в политической, экономической и культурной областях возникла необходимость дальнейшего расширения международных финансовых отношений. Появились многочисленные международные организации, члены которых – суверенные государства – принимают на себя определенные финансовые обязательства. Были созданы специализированные международные финансовые организации (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Такие организации получают и предоставляют международные займы. Основными видами международных финансовых отношений являются:[2]

  • международные собственно финансовые отношения, возникающие при передаче одним государством другому денежных средств с целью пополнения его официальных валютных резервов (предоставление валютных займов);
  • международные кредитные отношения, которые складываются при движении в международном плане определенной стоимости на условиях возврата и, как правило, с уплатой процентов;
  • международные валютные отношения, возникающие при осуществлении государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения их валют, а также на организацию системы денежных отношений между ними;
  • международные налоговые отношения, складывающиеся между государствами при осуществлении ими мероприятий, направленных на урегулирование порядка налогообложения.

Предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения. Вместе с тем многообразие международных финансовых отношений- это «многообразие в единстве».[3] Возникающие в международной жизни финансовые отношения характеризуются целым рядом признаков, присущих всем видам этих отношений. Такими родовыми признаками следует признать: а) денежный характер этих отношений; б) обязательное участие в них суверенных государств (или создаваемых государствами международных организаций); в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств.[4]
Объектом всех видов финансовых отношений служат деньги или денежные обязательства. Но международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются в процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета. Международные финансовые отношения характеризуются также и тем, что они являются межгосударственными.Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами. Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.[5]
Специфические особенности международных финансовых отношений, предопределенные, прежде всего, характером объекта этих отношений и целями их возникновения, требуют специальных норм их правового регулирования, существенно отличающихся от норм, регулирующих иные виды международных отношений. Во всех исследованиях, в которых прямо или косвенно затрагиваются проблемы финансовых отношений между государствами, авторы указывают на особенности норм правового регулирования этих отношений. Так Г. Липперт, впервые предпринявший, попытку систематизировать международные финансово-правовые нормы, называет международное финансовое право «новой областью международного права», «своеобразной областью права», тесно связанной как с национальным финансовым законодательством, так и с международно-правовыми нормами.[6]
Международные финансовые правоотношения связаны с выполнением определенных государственных обязательств, принятых государствами на основе соглашения и в результате согласования их воль, что получает свое выражение в международно-правовой норме. В ряде случаев соглашениями предусматривается форма рекомендаций или решений, в том числе и по вопросам, касающихся финансов. В форме рекомендаций выражаются согласованные действия по широкому кругу финансовых мероприятий. Однако юридическую силу эти рекомендации приобретают лишь после того, как заинтересованные государства в лице компетентных органов принимают по ним в соответствии со своим законодательством надлежащие решения об их приемлемости.[7]
Для международных финансовых отношений характерно и то, что их регулирование осуществляется на основе специальных соглашений: кредитных, валютных и т.п. В этих актах содержатся согласованные нормы, регулирующие определенные виды межгосударственных отношений.
Несомненный интерес представляет вопрос о взаимосвязи норм международного и национального финансового права. В области международного финансового права такая взаимосвязь проявляется, прежде всего, в том, что «внутригосударственные финансово-правовые нормы призваны определить способы приведения в действие норм международного финансового права внутри данного государства».[8] При этом, под «способом приведения в действие норм международного финансового права» следует понимать способы исполнения государством взятого на себя международного финансового обязательства, а не способ «придания нормам международного права силы внутригосударственного правового, акта», форму превращения международной нормы, обязательной «для государства в целом», в норму национального закона, «обязательного для всех граждан и организаций соответствующего государства».[9]
Развитие международных финансовых отношений обусловило развитие международного финансового права, что не могло не привлечь внимания науки международного финансового права. В настоящее время необходимо описать и систематизировать международные финансовые отношения, подвергнуть их анализу, с целью обобщить практику и установить общие принципы, на которые опираются эти отношения. Проблематика международного финансового права заинтересовала представителей как науки международного права, так и науки финансового права.
Наука международного финансового права исследует одноименную отрасль права, историю возникновения и развития данной отрасли права, вопросы, связанные с возникновением и прекращением международных финансовых отношений, анализирует их содержание, изучает предпосылки того или иного их формирования, а также их политические, социальные и экономические последствия в зависимости от формирования содержания рассматриваемых отношений.[10]
В науке международного финансового права можно выделить следующие направления:

  1. международное налоговое право;
  2. международное валютное право;
  3. международно-правовое регулирование (институт) государственного долга.

Международно-правовое регулирование государственного долга- это институт международного финансового права, регулирующий отношения по урегулированию задолженности между суверенными субъектами.
Выделение новой отрасли науки права- науки международного финансового права–вызвало споры по вопросу ее принадлежности.
Предметом обсуждения является вопрос о том, следует ли рассматривать международное финансовое право как отрасль международного публичного права или оно представляет собой комплексную отрасль, включающую нормы международного публичного права и нормы международного частного права.
Robert S. Rendell (Роберт С. Рендел) рассматривает международное финансовое право как совокупность частноправовых и публично-правовых отношений по поводу международного движения капитала, существенную роль в которых играют международные валютно-финансовые и кредитные организации и институты.[11] Данная точка зрения представляется неверной, так как существует право международных организаций, которое как раз и рассматривает вопросы учреждения и деятельности межгосударственных органов и организаций, а также их статус и функции.[12] Но главным недостатком позиции Роберта Рендела является указание на то, что международное финансовое право это совокупность публично-правовых и частноправовых отношений, так как к сфере международного финансового права, на наш взгляд, можно относить только публичные отношения.
В.И. Лисовский отмечает, что международные финансовые отношения–разновидность международных экономических отношений. Однако они обладают четко выраженными характерными особенностями. Одну из главных особенностей международного финансового права – особенность, которая вытекает из специфики международных финансовых отношений, составляет его тесная связь как с международным публичным правом, так и с международным частным правом. Международное финансовое право есть совокупность исторически изменяющихся правил поведения (норм конвенционных и обычных), регулирующих межгосударственные финансовые отношения. Основными элементами системы науки международного финансового права могут служить следующие: понятие международного финансового права, его история, вопросы организации кредитных (банковских) институтов, международные валютные отношения, международные соглашения о платежах, финансовые вопросы в договорах о репарациях и о помощи развивающимся странам, международные отношения по вопросам кредита, международные соглашения о векселях и чеках, финансовые вопросы в договорах и соглашениях социалистических стран с буржуазными странами, финансовые вопросы в договорах и соглашениях социалистических стран.[13] По нашему мнению, данная позиция также не может быть признана правильной.
Г.В. Петрова отмечает, что тенденцией международного правотворчества является превращение международного финансового права в самоорганизующуюся совокупность деловых обычаев и управленческих функций (функций международного управления), применяемых в национальных правовых системах часто без прямой трансформации в национальное финансовое законодательство.[14]
В.М. Шумилов говорит о том, что совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения в международной финансовой системе, и есть международное финансовое право (как отрасль международного экономического права). Иногда эта сфера отношений именуется международным валютным правом. Предметом правоотношений в международной финансовой системе являются национальные правовые режимы в финансовой сфере, формы международных расчетов, состояние платежного баланса, правовые режимы международных валютных рынков, условия обратимости валют, кредиты, долговые обязательства, финансовая помощь и т.п.[15] Данную точку зрения также следует признать ошибочной, так как международное финансовое право не является отраслью международного экономического права, которое по своему характеру является больше частным, чем публичным правом.
В некоторых учебниках по международному публичному праву мы встречаем следующее определение международного финансового права- это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Из-за преобладания в системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом.[16] Данная точка зрения ошибочна, так как международное финансовое право не следует отождествлять с международным валютным правом.
Наиболее приемлемым, по мнению автора, подходом к изучению международного финансового права является позиция Е.А. Ровинского о том, что международные финансовые отношения- это межгосударственные отношения[17] (международные валютно- кредитные и финансовые организации в сфере международного финансового права выступают посредниками в отношениях государств).
Международное финансовое право является «производной» от международного публичного права. По нашему мнению, международное финансовое право является частью (отраслью, подотраслью) международного публичного права.
Формирование международного финансового права как части (отрасль, подотрасль) международного публичного права опирается на принципы международного права, а также на общие положения национального финансового права. Развивать международное финансовое право исключительно в недрах международного права бесперспективно, научный анализ норм международного финансового права требует знания инструментария как международного, так и финансового права.
Исследование проблем международного финансового права может дать положительные результаты для практики лишь в том случае, если оно будет опираться на основы международного права и их проявление в межгосударственных финансовых отношениях, а также на основы национального финансового права. [1]

Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право.

1965. №2. С.


[2]

Назаренко А. Т. О нормах правового регулирования международных финансовых отношений // Труды ВЮЗИ.

1971. Т. XIX.

С. 156.


[3]

Ровинский Е. А. К вопросу о предмете международного финансового права // Труды ВЮЗИ.

1967. Т. IX.

С. 22.


[4]

Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. №2. С.62. [5]Ровинский Е.А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право. 1965. №2. С.62.

[6]

Цит. по: Назаренко А. Т.

Указ. соч. С.


[7]

Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право.

1965. №2. С.

[8]

Ровинский Е. А. К вопросу о предмете международного финансового права // Труды ВЮЗИ.

1967. Т. IX.

С. 23.

[9]

Назаренко А. Т. Указ.

соч. С. 160.

[10]

Веральский М. Указ. соч.

С. 64.


[11]

Rendell Robert S. International financial law. L.

Euromoney. 1980. P.

[12]

Лукашук И. И. Международное право.

Особенная часть. М. : Бек, 2001.

С. 14.

[13]

См. : Лисовский В. И.

Международное торговое и финансовое право. М. : Высш.

шк. , 1974. С.

134-137; Лисовский В. И. Сущность и система международного финансового права // Советский ежегодник международного права, 1964-1965.

М. : Наука, 1966. С.

[14]

Петрова Г. В. Взаимодействие норм российского финансового законодательства с международно-правовыми финансовыми нормами // Финансовый бизнес.

1999. №10. С.

52; Петрова Г. В. О приведении российского финансового законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами // Журнал российского права.

2000. №12. С.

[15]

Шумилов В. М. Международное экономическое право в эпоху глобализации.

М. : Международные отношения, 2003. С.

150; Шумилов В. М. Некоторые вопросы теории и практики (международное экономическое право) // Московский журнал международного права.

2000. №3. С.

[16]

Международное публичное право. Под. ред.

К. А. Бекяшева.

М. : Проспект, 2003. С.

393; Международное право. Под. ред.

В. И. Кузнецова.

М. : Юрист, 2001. С.


[17]

Ровинский Е. А. Международные финансовые отношения и их правовое регулирование // Советское государство и право.

1965. №2. С.

В. М. ШУМИЛОВВ.

М. Шумилов, заведующий кафедрой публичного права Всероссийской Академии внешней торговли, доктор юридических наук. Еще древнеримский государственный деятель и философ Марк Тулий Цицерон однажды сказал: “Мировой организм есть неразрывное целое”.

Ни в какой другой сфере международного общения народов и государств данная старинная истина не является в настоящий момент столь очевидной, как в международной финансовой системе. Международная финансовая система – это в каком-то смысле “кровеносная система” всей мировой экономики. Создается впечатление, что имевшие место на протяжении десятилетий, постепенные, незаметные для глаза простого обывателя изменения именно в финансовой сфере и подготовили в конечном итоге стремительную (по историческим меркам) глобализацию всех остальных сторон жизни человечества на исходе ХХ века.

С другой стороны, именно в финансовой сфере особенно жестко сталкиваются национальные и групповые интересы отдельных государств и их организаций. Такие интересы воплощаются в нормы международного финансового права, и оно превращается в инструмент глобальной политики и стратегии, в механизм поддержания правопорядка, быть может не вполне справедливого.

К сожалению, российская международно-правовая наука на протяжении длительного времени не обращала внимания на проблемы регулирования международных финансовых отношений. Пора восполнять этот серьезный пробел. Двадцать с лишним лет назад вышла известная монография профессора А.Б. Альтшулера <*>, которая все эти годы оставалась единственным пособием для студентов и преподавателей в углубленном изучении валютно-финансовой проблематики. ——————————– <*> Альтшулер А.Б. Международное валютное право. М.: ИМО, 1984.Однако книга была написана совсем в другую эпоху. Да и вряд ли можно признать правильным концептуальный взгляд автора монографии на предмет и систему изучаемого нормативного комплекса. Современная международно-правовая наука далеко продвинулась в осмыслении правовых реалий, в разработке терминологического инструментария, по другому смотрит на многие явления в международной финансовой системе. Итак, что же такое международное финансовое право?О понятии международной финансовой системыВ самом общем плане все общественное пространство, в котором обитают деньги, осуществляется трансграничное движение финансовых ресурсов и лиц (поставщиков/получателей финансовых ресурсов) в определенных правовых и международно-правовом режимах, называется международной финансовой системой (далее – МФС). Можно выделить следующие компоненты МФС: – объектно-предметная сфера; это сами международные финансовые отношения (далее – МФО), т.е. объект нормативного регулирования в международной финансовой системе; – институционально-субъектная сфера; к данной сфере относятся все участники МФО; частные и публичные лица, которые являются поставщиками и/или получателями финансовых ресурсов. Предлагается для их обозначения использовать термин “операторы” как наиболее удобный и употребляемый; – регулятивная (или нормативная) сфера; к ней относятся все виды/группы норм, задействованных в регулировании МФО, а именно: нормы внутреннего права государств, международно-правовые нормы, нормы “мягкого права”, различного рода неправовые нормы; – функциональная сфера; к этому компоненту МФС относятся все способы, приемы, методы, задействованные в управлении ею, в обеспечении порядка и эффективности данной системы; – идеологическая сфера; нет сомнения, что идеологический фон международной финансовой системе задают установки по вопросам суверенитета в отношении финансовой проблематики, на роль тех или иных мировых валют, обоснование конвертируемости или неконвертируемости валют и т.п. “Денежное пространство” многогранно, имеет много уровней, аспектов; связывает воедино физических, юридических лиц и государство; связывает воедино государства между собой; непосредственно касается проблематики международной торговли, инвестиций, экономики в целом, внутренних и внешних экономических функций государства и др. МФС сама по себе – настолько сложное явление, что и в ней можно выделить отдельные подсистемы, компоненты, сферы: международные платежно-расчетные отношения, международные валютные отношения, международные кредитные отношения и др. В свою очередь, МФС является подсистемой более обширной международной экономической системы, а та, в свою очередь, – частью международной системы.Соотношение МФС с международной нормативной системойДругой частью международной системы предстает международная нормативная система, которая состоит из норм – правовых и неправовых, направленных на регулирование всех видов международных отношений.

Две главные составляющие названной системы – внутригосударственное право и международное право – образуют глобальную правовую систему <*>. Взаимное влияние, переплетение двух правовых систем в эпоху глобализации постепенно ведут к их новому качеству – неразрывному единству, в котором тем не менее эти системы сохраняются как самостоятельные и автономные. ——————————– <*> См., подробнее: Шумилов В.М. Концепция глобальной правовой системы // Юрист-международник – International Lawyer. 2003. N 3. С. 46 – 52.В глобальное право, однако, помимо внутреннего права и международного права, дополнительно входят два “вторичных явления”, которые нельзя не замечать, а именно: наднациональное право и транснациональное право. Вторичными и условными данные явления можно называть, поскольку они являются производными и неотъемлемыми от внутреннего права и международного права. Элементы наднационального регулирования характерны для ряда международных организаций, преимущественно универсального характера (например, для МВФ), для интеграционных объединений (например, в рамках Европейского Союза). Наднациональным характером обладают мировые валюты – евро, специальные права заимствования (СДР). Примерами норм транснационального права применительно к международной финансовой системе являются, в частности, нормы международных межбанковских соглашений, в которых банки договариваются о правовом режиме корреспондентских счетов, о порядке взаимного кредитования и т.п. На многостороннем уровне существует серия “унифицированных правил” для некоторых видов банковских операций. Унифицированные правила синтезированы с учетом банковской практики неправительственной международной организацией – Международной торговой палатой (МТП). Нормы транснационального права в международной финансовой системе можно было бы (по аналогии с lexmercatoria) называть lex finanziaria. Очевидно, что международная финансовая система в различных ее секторах находится под регулированием всевозможных нормативных комплексов: внутригосударственного права, международного права, наднационального права, транснационального права, “мягкого права”, норм международной морали и прочих неправовых норм. Общая задача всех этих норм – обеспечить порядок в международной финансовой системе, ее стабильное функционирование, избегать кризисов, предотвращать их, нейтрализовать их отрицательные последствия. Система международно-правовых норм, регулирующих МФО, называется международным финансовым правом (далее – МФП). Следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, МФП – это только часть нормативного компонента международной финансовой системы. Во-вторых, МФП – это лишь часть международного права, а именно подотрасль международного экономического права. МФП рассматривается как право публичное. В-третьих, МФП имеет свой предмет регулирования и свои особенности. В-четвертых, МФП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами, задействованными в регулировании внутригосударственных и международных финансовых отношений, и более того – переплетается с ними. В данном смысле МФП – часть международной нормативной системы и часть формирующегося глобального права.Предмет МФПОбъектом регулирования при помощи МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность таких отношений, а только часть их. В эту часть МФО входят следующие основные группы отношений: – отношения между государствами, между народными организациями (условно для удобства называемыми “публичными лицами”) по поводу трансграничного движения финансовых ресурсов; – отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых вращаются финансовые ресурсы и взаимодействуют между собой частные операторы (и приравненные к ним, т.е., например, государства, которые совершают те же действия и преследуют в международной финансовой системе те же цели, что и частные операторы). Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования при помощи МФП, могут быть правоотношения, касающиеся: – бюджетных дефицитов/профицитов; форм международных расчетов; состояния платежного баланса; – соотношения валют и принципов формирования валютного курса; – предоставления кредитов; – условия погашения или реструктуризации государственного долга; – условия оказания финансовой помощи; – надзора за деятельностью коммерческих банков; – общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем; – изменения или унификации внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики. В международной финансовой системе (в отличие от любой другой) наиболее заметно переплетение “публичного” уровня отношений с уровнем “частным”. Международные правоотношения, начинающиеся на “публичном” уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе “выходить” на “публичный” уровень. В рамках каждого уровня решаются свои задачи и проблемы. Так, например, международные платежно-расчетные отношения на частноправовом уровне осуществляются в целях обеспечения платежей между отдельными лицами на основе внутреннего права, а также при помощи транснационального права, обычаев делового оборота. Платежно-расчетные отношения на межгосударственном уровне возникают, как правило, для обеспечения потребностей внешнеторгового оборота, в связи с платежными балансами государств или когда требуется унифицировать внутренние правовые платежно-расчетные режимы. Соответственно осуществляются такие отношения на основе, главным образом, международно-правовых норм – норм МФП. Таким образом, МФО можно представить в качестве отношений на микроуровне (между частными операторами и/или по отдельным вопросам) и на макроуровне (между публичными лицами и/или по общесистемным вопросам). Возможно, полезным было бы введение специальной терминологии, которая позволяла отделять публичный уровень международной финансовой системы от уровня частноправового. Так, частноправовой уровень международных финансовых отношений можно было бы обозначить термином “финансовые отношения международного характера”.Внутренние правовые режимы как предмет МФПВ международных финансовых отношениях одним из главных препятствий в процессе установления и развития сотрудничества между государствами и частными лицами этих государств может стать внутреннее право, а так же внутренние правовые режимы. Как показывает практика, на состояние правопорядка в МФС, в частности, влияют: – степень открытости внутренних (национальных) финансовых систем, отражаемая внутренним правом; другими словами, высота “административно-финансовых границ”, препятствующих проникновению “иностранного элемента”; – правовой статус банков, бирж, других “операторов”, который установлен в государствах; – правовой статус национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов. Задача международного финансового права – создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов, совмещения национальных финансовых систем, в том числе путем унификации внутренних правовых режимов.Метод МФППроблематика метода регулирования в российской международно-правовой литературе, как представляется, недостаточно разработана. МФП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение государств и международных организаций в международной финансовой системе. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Если под таким углом зрения посмотреть на проблематику метода МФП, то обнаружится, что методов – много, набор методов – широк. Можно говорить о методах централизованного и децентрализованного регулирования; методах координации и субординации целей и интересов сторон; методах жесткого и мягкого регулирования; методах регулирования при помощи транснационального и наднационального права. Выделяются методы односторонних действий государств и методы двустороннего, многостороннего и универсального регулирования отношений в международной финансовой системе. Уже из этой неполной картины методов видно, что в современной международной финансовой системе прослеживается тенденция переключения, например, с мягкого на все более жесткое регулирование многих вопросов, с обычно правового – на договорное, с односторонних действий – на многостороннее и универсальное регулирование. При этом государства по мере развития осуществляют дерегулирование внутренних финансовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики и в то же время реструктурируют государственные функции, переключаясь на более активную защиту национальных интересов на макроуровне МФО.О термине “международное финансовое право”Выбор термина “международное финансовое право”, который используется для обозначения данной международно-правовой подотрасли, требует пояснений. Строго говоря данный термин с экономической точки зрения, может показаться не вполне точным. Более точным названием было бы: “Международное валютно-финансовое и международное кредитное право”, однако оно весьма громоздко. В связи с этим термин “международное финансовое право” можно считать условным и наиболее удобным. Кроме того, название “международное финансовое право” представляется более правильным, чем используемый зачастую в научной и учебной литературе термин “международное валютное право”. Несмотря на то что термины “финансы” и “валюта” можно считать в некоторых случаях синонимами, тем не менее это не всегда совпадающие по смыслу и содержанию понятия. Название “международное валютное право” было бы оправдано, если бы речь шла о правовом регулировании исключительно международного валютного рынка. Однако подотрасль “МФП” направлена на регулирование всего комплекса вопросов финансовой проблематики, и в данном смысле “международное валютное право” – только часть МФП.

Государства в международной финансовой

МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВОAccess and download statisticsAll material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. When requesting a correction, please mention this item’s handle: RePEc:scn:018481:14553289. See general information about how to correct material in RePEc. For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: (CyberLeninka) The email address of this maintainer does not seem to be valid anymore. Please ask CyberLeninka to update the entry or send us the correct email address. General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ . If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about. We have no references for this item. You can help adding them by using this form .

If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the “citations” tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation. Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.

Источники:

Ссылка на основную публикацию