Профицит – превышение доходов государственного бюджета над его расходами.
Если обнаружен профицит, то он сокращается путем:
- уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов;
- направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств;
- передачей части доходов бюджетам других уровней.
Профицит бюджета принято делить на первичный, когда он рассчитан без учета стоимости обслуживания долга, и вторичный, учитывающий выплаты по внутренним и внешним заимствованиям.
Профицит бюджета при допущении полной занятости – это такой профицит бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, можно оценивать уровень профицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для вычисления профицита бюджета:
BS = t * Y – G – TR гдеBS – бюджетный профицитt – налоговая ставкаY – выпуск (производство, доход)G – государственные закупкиTR – трансфертные платежиИз этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный профицит на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.
Формула для вычисления профицита бюджета при допущении полной занятости:
BS = t * Y – G – TRгдеBS – бюджетный профицит в условиях полной занятностиt – налоговая ставкаY – доход при полной занятостиG – государственные закупкиTR – трансфертные платежиРазница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный профицит при полной занятости будет превышать фактический профицитДолгое время профицитный бюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости “черного золота” позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.
Профицит государственного бюджета – это индикатор, показывающий превышение бюджетных доходов над расходами. Другими словами – достижение в стране положительного сальдо по результатам экономической деятельности субъектов хозяйствования. Бездефицитный бюджет – самый благоприятный вариант государственного бюджета.
Однако фактической сбалансированности данного показателя удается достигать не часто. И как результат – государство имеет бюджетный дефицит, который впоследствии приводит к возникновению налогового долга.
Как известно из теории, бюджетная структура представлена совокупностью государственного, регионального, муниципального и консолидированного бюджетов. И это деление необходимо учитывать при проведении детального анализа результатов их выполнения. Так, бездефицитность бюджета на государственном уровне не покрывает отрицательное сальдо большинства региональных и местных бюджетов.
Профицит государственного бюджета должен постоянно исследоваться с позиции положительных и отрицательных предпосылок. Так, если возникает данный показатель в результате эффективного и экономного потребления бюджетных средств и при этом прослеживается полное стопроцентное финансирование, то это явление, конечно же, положительное. В случае, если достаточно высокие доходы сформировались в результате сложившейся в выгодном положении экономической конъюнктуры, или же получились благодаря жесткой экономии, недопоступления финансирования на государственные расходы – это не может считаться положительным моментом.
На основании полученного профицита создается на уровне государства стабилизирующий фонд, у которого доходы составляют приблизительно половину доходной части государственного бюджета. Данные средства государство может использовать для привлечения инвестиций в страну, модернизации (обновления) основных фондов, усиления инновационной активности, финансирования здравоохранения и социальной сферы.
Профицит государственного бюджета формирует именно те дополнительные сбережения, которые государство может использовать для приобретения дополнительных финансовых и нефинансовых активов, погашения долговых обязательств и оплаты капитальных трансфертов.
Профицит государственного бюджета находится в постоянном противоборстве с дефицитом. Эти два показателя являются противоположными и не могут существовать одновременно. Таким образом, дефицит бюджета – индикатор превышения государственных расходов над доходами. При этом доходы и расходы формируются по специальной классификации, оговоренной в соответствующем законе о государственном бюджете.
Основной причиной возникновения дефицита служат спады производства, политическая нестабильность в стране и, конечно же, войны. Все эти факторы показывают значительное уменьшение доходной части бюджета в виде снижения налоговых поступлений. И одновременно расходы либо остаются на прежнем уровне, либо даже увеличиваются. Таким образом, можно увидеть постепенный рост дефицита.
Источники покрытия дефицита бюджета можно представить в виде дополнительного финансирования, а также привлечения различных видов инвестиций. Первый способ может быть представлен денежной эмиссией, которая может усилить инфляционные процессы, характеризоваться ростом цен на услуги и товары, снизить жизненный уровень большей части населения и обострить социальную напряженность в стране. Именно, исходя из указанных причин, наиболее приемлемым вариантом для государства является использование внутренних и внешних займов.
Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что профицит государственного бюджета может иметь как положительные, так и отрицательные моменты в своем формировании. Возникающие эти факторы должны подвергаться детальному анализу со стороны финансистов государства и предупреждать возникновение негативных сторон в формировании государственного бюджета в будущем.
Профицит бюджета Турции в ноябре превысил 1,4 млрд долларов 127Министерство финансов Турции заявило, что профицит государственного бюджета в мае составил 2,7 млрд турецких лир (570 млн долларов США), что на 58% меньше, чем годом ранее.
Положительное сальдо бюджета уменьшило общий дефицит за первые пять месяцев до 20,5 млрд лир, что составляет менее одной трети от цели правительства в 65,9 млрд лир, говорится в сообщении Министерства. Дефицит за первые пять месяцев 2017 года достиг 11,5 млрд лир и составил 47,4 млрд лир за год, передаёт Ahval.
В преддверии выборов, которые состоятся в Турции в воскресенье, правительство президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана предприняло ряд действий по стимулированию экономического роста. Эти меры включают снижение налогов и кредитные гарантии, в рамках которых государство предоставляет авансовые платежи по кредитам, выданным турецкими компаниями.
Надо сказать, что в первом квартале этого года экономика выросла на 7,4%. Рост ускорился с 7,3% в предыдущие три месяца и стал самым высоким среди 34 государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Экономисты предупреждают, что правительственные стимулы могут перегреть экономику, в то время как в мае и июне Центральный банк Турции повысил процентные ставки на 425 базисных пунктов.
Источники: