Философия французского просвещения

В 18 веке Франция пребывала в периоде активного развития капитализма. В это время страна готовилась к интенсивным изменениям и перестройке — это окончилось всем известной Буржуазной революцией. Именно под таким углом и развивалась философия французского просвещения.

При подобном течении развития страна, как и нация, нуждалась в определенном объяснении событий, систематизации знаний. Период Ренессанса во Франции характеризируется очень негативным отношением к феодальному устрою, к привилегиям представителей дворянского происхождения. Философия французского просвещения критиковала религию и воспринимала церковь лишь как орган социального влияния и способ манипуляции населением.

С другой стороны, самые великие умы того времени считали, что корень всех зол в невежестве простых граждан, так как ограниченность умственного развития мешала нормальному восприятию действительности, пониманию своих прав как человека. Социальная философия французского просвещения базировалась на идее образования. При этом считалось, что в образовании нуждается и дворянство, и королевская семья — им необходимо было объяснить все тонкости правления.

Философия французского просвещения и ее основные направления. В этот период развития были четко сформировано три основных точки зрения, каждая из которых имела своих приверженцев и последователей:

  • Деизм — это направление отвергало идею личного Бога и возможность того, что божественное начало имеет какое-либо влияние на ход событий;
  • Материализм — развивался под влиянием науки, особенно механики. Приверженцы этого направления считали, что философия должна обобщить все научные данные. Конечно же, существование Бога отвергалось категорически. Существование мира ученые объясняли только с точки зрения естествознания;
  • Социалистическое, или утопическое, направление — развилось уже после революции;

Философия французского просвещения: Вольтер. Пожалуй, это один из самых известных в истории деятель культуры и философии. Этот известный писатель в определенное время отказался от религии и ее законов, примкнув к группе деистов. Конечно же, Вольтер не отказывался от веры в Бога. Но он считал, что Бог всего лишь создает мир, задает ему определенное движение и не мешает вещам идти своим ходом.

Этот известный мыслитель проповедовал гуманное отношение к простому народу. Тем не менее, он считал, что лишь монархия — это единственная идеальная форма государства. Проблему же он видел лишь в правителях и их нежелании заботиться о необразованном бедном народе.

Философия французского просвещения и ее представители.

Ж.Ж.Руссо— еще один довольно известный философ, писатель и педагог. Он отвергал власть церкви за ее суеверие, неоправданную жестокость и фанатизм. Вместе с тем он признавал, что государство нуждается в религии, которая делала бы граждан полезными членами общества. Он даже создал концепцию «гражданской» религии, которая подразумевала веру в загробную жизнь, справедливую отплату за поступки, награду за добро и кару за зло.

Ламетри — был убежденным атеистом и отвергал вероятность существования Бога. Более того, он отрицал важность религии для человечества и считал, что настоящая нравственность приходит лишь с опытом. Этот философ склонялся к мысли о том, что каждый человек рождается злым, коварным и порочным. А добродетель и другие положительные качества приобретаются в процессе правильного воспитания.

Дидро — этот ученый имел немного другие взгляды на жизнь. Он считал, что человек от природы рождается хорошим. Зло возникает при взрослении человека. Нравственность нации зависит от законов, общественной системы управления и способа жизни.

Данное направление философской мысли возникает в XVIII веке во Франции на волне углубляющихся в обществе процессов секуляризации, освобождения человеческого разума от власти церкви и религии, бурного развития естественных наук, культурного, научного и технического прогресса.

Основными представителями эпохи Просвещения являются Жан Мелье (1664-1729), Шарль Луи де Секонда де Монтескье (1689-1755), Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (16941778), Жюльен Офре деЛаметри (1709-1751), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784), Этьен Боно де Конди-льяк (1715-1780), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Пауль Дитрих Гольбах (1723-1789).

Основные особенности философии Просвещения: критика церкви и религии (антиклерикализм, деизм, атеизм); сенсуализм в теории познания; механицизм и детерминизм в антропологии; вера в бесконечный прогресс разума и человечества; концепции панэдукационизма и иннеизма в этике.

Центральной темой философии Просвещения является критика церкви и религии. Будучи идейным продолжением эпохи Возрождения, движения Реформации и философии Нового времени, французское Просвещение развивалось в рамках процессов секуляризации, освобождения науки, философии, искусства и повседневной жизни людей от власти церкви и религии. В своем знаменитом «Завещании» предтеча французского Просвещения Ж. Мелье высказал протест против невыносимых условий жизни простых людей, показал изначальную связь религии с господствующим классом, выступил с критикой религиозных суеверий и духовного ханжества католической церкви. С точки зрения Ж. Мелье, религия – главный источник всех социальных зол общества. Церковь и религия при помощи веры в Бога поддерживают несправедливое социальное устройство общества. Другой предшественник философии Просвещения Ш. Монтескье в работе «Персидские письма» также выступает с антиклерикальными заявлениями: духовенство развращено, своекорыстно и жестоко, оно «сжигает инакомыслящих как солому». Христианство претендует на религию любви, а на деле приводит к религиозному фанатизму. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер), сам воспитанный в духе вольнодумства, в своих произведениях также обличает ужасы религиозного фанатизма, критикует политический деспотизм, Пытается развенчать пиетет простого народа перед церковью и монархией. Вольтер порывает с христианством и переходит на позиции деизма. С точки зрения деизма, Бог творит и обустраивает вселенную, приводит ее в движение, а затем более не вмешивается в ее функционирование. Мир развивается по своим Собственным естественным законам. Вольтер не отказывается от веры в Бога. Бог является гарантией социального порядка и последним утешением бедных и обездоленных. Поэтому Вольтер заявляет: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». На позициях деизма находится и Ж. Ж. Руссо. Он полагает, что религия всегда является орудием правящей власти, она поддерживает существующий несправедливый порядок вещей, социальное неравенство и частную собственность. Ж. Ж. Руссо критикует современную ему христианскую церковь и религию за фанатизм, поддержку социального неравенства, суеверий, за пустой культ и чрезмерную обрядность. В противовес всем существующим религиям Руссо выдвинул идеал «гражданской религии»: каждый гражданин должен иметь общественно полезную религию, которая заставила бы его любить свои гражданские обязанности, то есть быть хорошим гражданином, полезным членом общества. Основными догматами «гражданской религии» являются: вера в доброе и справедливое божество; вера в бессмертие души и загробную жизнь; вера в наказание злых людей и счастье добрых.

Кроме деистов, во французском Просвещении были и сторонники атеизма. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах отмечали, что религия играет главную роль в установлении деспотизма и доказывали, что подлинная нравственность человека не зависит от религии.

В теории познания французские просветители продолжают линию английского эмпиризма, превращая последний в сенсуализм. Ж. Ламетри полагает, что истинное знание о мире основывается на чувственных ощущениях человека: «нет более надежных руководителей в познании, чем наши чувства». Просветители полагали, что основой познания всегда выступает опыт, а в основе опыта лежит чувственное восприятие предмета. Поэтому без чувств, при отсутствии ощущений нет и не может быть идей. Разум не играет самостоятельной роли в познании, он должен следовать за чувствами.

Обращаясь к анализу человека, Ж. Ламетри создает материалистическое представление о душе. Душа – совокупность присущих человеческому телу психических функций.

Все способности души находятся в теснейшей зависимости от организации мозга и всего тела, отсюда Ж. Ламетри делал вывод, что душа это функция тела.

Необходимо отметить огромную заслугу французских просветителей в разработке проблем. социального воспитания. В 1750 году, отвечая на вопрос «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов», Ж.

Ж. Руссо давал отрицательный ответ, констатируя несовместимость нравственности с образованностью и цивилизованностью. Философ полагает, что культура и цивилизация развращает человека, делает его в нравственном отношении хуже, примитивнее.

Ж. Ламетри в своей этической концепции сначала стоит на позициях этическоо иннеизма, полагая, что человек изначально умеет распознавать добро и зло, а затем поворачивается к этическому эдукационизму, обнаруживая конфликт добродетели и «свинского счастья». Философ считает, что человек рождается злым, он по природе своей вероломное, хитрое, опасное и коварное животное.

Добродетель же – приобретенное качество, результат общественного воспитания. Д. Дидро же, наоборот, полагал, что большинство людей рождаются с добрыми наклонностями, которые затем, в зависимости от законов общества, формируют добрые или злые нравы.

Д. Дидро отмечал, что человеческая нравственность напрямую зависит от общественного устройства: если законы хороши, то и нравы хороши; если законы дурны, то и нравы дурны.

Во Франции философия выступала в XVIII в. как сердцевина, ядро просвещения, сама в свою очередь получая от просвещения — а оно являлось мощным общественно-культурным движением — конкретные импульсы к развитию. Философы-просветители считали философский разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Это строго соответствовало центральному положению в философии принципа разумеющего субъекта. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу, если она только может быть разумно обоснована, существующему положению дел. Показательна в этой связи философская деятельность Вольтера и Жана-Жака Руссо, двух, пожалуй, главных идеологов Великой французской революции.

Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой французской революции, но и реформам в Англии, Германии, России, где он провел часть своей жизни.

Основной предмет атак Вольтера — различные предрассудки, клерикализм, который он мечтал раздавить усилиями философов. Вольтер — не атеист, он деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником “естественной религии”.

Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Содержание морали Вольтер интерпретирует рационалистически. Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: “Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой”.

Философская деятельность Вольтера, не достигающая особых высот в формулировке новых принципов, вместе с тем свидетельствует, что было бы неверно считать философию только наукой, только утехой кабинетных ученых. Творчество Вольтера показывает, что философия не менее других наук может иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов. Отнюдь не случайно по решению Учредительного собрания гроб с прахом Вольтера был в 1791 г. помещен в созданный в Париже Пантеон великих людей Франции.

Руссо так же, как и Вольтер, является представителем первой волны французских философов-просветителей. Он существенно развил гоббсовскую концепцию “общественного договора”. Руссо не хотел допустить порабощения свободного по природе своей человека.

А это, считает он, произошло и происходит по причине невежества части населения, вследствие его обмана и насилия над ним. Молодой Руссо видел истоки неравенства людей в частной собственности и государственном устройстве, он советует людям вернуться к природе, деревенскому уединению в том числе. Позднее философ становится на несколько иную точку зрения: общественный договор позволит преодолеть неравенство людей.

При этом Руссо сохраняет свою заинтересованность в счастливом будущем всех людей. Руссо провозглашает суверенным народ, суверенитет народа неотчуждаем и неделим, законодательная власть должна принадлежать народу. Исполнительная власть лишь представляет народ.

Провозглашенные Руссо политические требования в наши дни кажутся вполне очевидными и весьма привычными. В свое же время они были далеко не очевидными социально-философскими новациями, которые весьма ограниченно гармонировали с концепцией человека разумного. Руссо, подобно Вольтеру, проявил себя как мастер прикладного использования философии.

Философия французского Просвещения основана на деизме – философском направлении, согласно которому бог, сотворив мир, не вмешивается в закономерное течение его событий. Деизм отвергал идеи личного бога и пантеизма – отождествления бога с природой. Французская философия развивалась под влиянием идей о необходимости изменения существующего общества, его нравов, политики и быта. путем распространения идеи добра, справедливости и научных знаний. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители были уверены, что общество можно преобразовать, но разными путями: Вольтер – преобразованиями «сверху», Дидро – изменением нравов «снизу», а Руссо – прямым участием народа в управлении. Французские мыслители высказывали идеи материализма. Например, в сочинениях «Об уме» (1758), «О человеке» (1773) Гельвеций утверждал, что мир материален, бесконечен во времени и пространстве, находится в постоянном движении, а мышление и ощущения являются свойствами материи. Вольтер (Аруэ) Франсуа (21.11.1694–30.5.1778) В философских, художественных и публицистических произведениях Вольтер подверг всесторонней критике феодальные отношения, деспотичную форму правления, клерикальное мировоззрение. Свои взгляды Вольтер изложил в знаменитых «Философских письмах». Деизм мыслителя был широко известен. Бог Вольтера, создавший Вселенную, но не имевший никакого отношения ни к чудесам, ни к таинствам, отличался от Бога правоверных католиков. Опираясь на философию Локка и законы Ньютона, Вольтер в работах «Философские письма» «Философский словарь», «Трактат о метафизике» и других сочинениях подошел к идее о вечности и несотворенности материи, ее активном существовании и вечном движении. Согласно его взглядам, сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Вольтер отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли бога, а как творчество людей. Резко выступал против религии, особенно против католицизма. Он считал, что религия возникла тогда, когда встретились мошенник и глупец, видел в церкви оплот невежества и мракобесия: «Раздавите гадину!» – призывал он. В то же время широко было известно его другое выражение: «Если бы Бога не было, то его надо было бы придумать» для того чтобы поддерживать порядок в обществе (под угрозой божьего наказания). Он активно участвовал в создании французской «Энциклопедии», считая главной задачей Просвещения – утверждение в человеческой жизни принципов разума, справедливости и гуманности. В познании выступал за совмещение эмпиризма и рационализма. Вольтер выдвинул идею «просвещенного абсолютизма», считая абсолютную монархию идеалом государства. Вел переписку с «просвещенными» монархами, давал им практические рекомендации. Ему были чужды не только коммунистические идеалы Мелье, эгалитаризм (равенство) Руссо, но и идеи народного правления. Острая критика церкви не завершилась у Вольтера открытым признанием материализма и атеизма. Руссо Жан Жак (28.6.1712–2.7.1778). В отличие от большинства французских просветителей, которые как Вольтер, довольно пренебрежительно относились к «черни» и, уповали на милость сильных мира сего, Руссо был настроен плебейски – радикально. В таких работах как «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Общественный договор» и других Руссо размышляет о судьбе личности в современном ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями. По его мнению, человек рождается добрым, но частная собственность делает его агрессивным и злым. Цивилизация развращает людей, и только дикари еще обладают добродетелью и благородством. Эту позицию Руссо некоторые современники поняли как призыв к возвращению вспять, в докультурное состояние. Вольтер даже съязвил по этому поводу: «мсье Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес»!? Такая насмешка привела к окончательному разрыву в их отношениях. Руссо хорошо понимал необратимость общественного развития. Отказ от приобретений цивилизации сделает человека дикарем, но не сделает его от этого счастливым. Основное противоречие цивилизации состоит в социальном неравенстве, обусловленным неравенством во владении землей и орудиями труда. Равенство людей, считал Руссо – это равенство имущественное. Руссо видел выход из этого противоречия в изменении и методов воспитания. Кроме того, утверждал он, должна быть обеспечена свобода и равенство юридических прав. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает гражданское право. Руссо отвергал принцип деления власти на законодательную и исполнительную. Рекомендовал систему постоянного всенародного опроса по всем важнейшим вопросам политической жизни. Он считал единственно справедливым правителем общества и сувереном объединенный народ. Дидро Дени (5.10. 1713–31.7.1784). Вместе с Вольтером Дидро оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль. В работах «Философские принципы», «Мысли об объяснении природы» Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Отвергая дуализм, считал материю единственной субстанцией, обладающей внутренним противоречием. Согласно его учению природа находится в вечном движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Он высказал мысль, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи. Дидро отрицал сотворение мира, божественное происхождение сознания и бессмертия души. Большое значение в деле просвещения народа Дидро придавал литературе и искусству… За книгу «Письма о слепых в назидание зрячим» Дидро был арестован. После освобождения Дидро возглавил создание знаменитой «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», для которой написал большое количество статей и нес на себе основную часть редакторских обязанностей. К написанию статей для Энциклопедии Дидро привлек большинство выдающихся литературных и научных деятелей своего времени как Вольтер, Гольбах, Даламбер, Руссо и другие. Монтескье Шарль (18.1.1689–10.2.1755) выступал, как и Вольтер с позиций деизма – видел в боге создателя, но отвергал его возможность в дела людей и процессы природы. Отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство за введение людей в заблуждение, считал, что историю творят люди, а не бог. Среди сочинений Монтескье наиболее известны «Персидские письма» и «О духе законов». Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, склоняясь к географическому детерминизму. Предполагал, что в странах с жарким климатом население тяготеет к деспотизму, в северных – к демократии, а в странах с умеренным климатом возможен переход от демократии к деспотизму и наоборот.

Источники:

Ссылка на основную публикацию