Философия жизни Шопенгауэра и Ницше

Философия жизни – это популярное направление, появившееся в конце 19 века. Какие его основные характеристики? Жизнь, согласно этому философскому направлению, – это совокупность целого ряда аспектов. Мыслители уделяли внимание и психологической, и биологической, и социальной, и культурной стороне бытия.

Одна из самых важных особенностей трудов представителей такого направления, как философия жизни, – это попытка рассмотреть существование личности в его цельности и совокупности всех деталей. Мыслители старались объять все бытие человека, расшифровать его смысл. Самые известные философы, работающие в рассматриваемом направлении, – это Ницше и Шопенгауэр. Попробуем сформулировать основные положения их трудов.

Можно сказать, что философия жизни Шопенгауэра достаточно пессимистична. Великий мыслитель считал, что существование человечества и разум – это несовместимые понятия. Философ не верил в прогресс. Он писал, что вся жизнь человека подчинена не разумным побуждениям, а так называемой воле. Что такое воля по Шопенгауэру? Если объяснять коротко, то это основной инстинкт, который побуждает человека к сохранению жизни любой ценой. Воля выражается в определенных аффектах. В основном это потребность во власти, любви и так далее. Следует также отметить, что воля абсолютно слепа. Она не подчинена законам логики.

Шопенгауэр считал, что пока есть эта воля к жизни, которая толкает человека к бесцельным и неконструктивным поступкам, все существование фактически бессмысленно и хаотично. Какое же решение предлагает знаменитый мыслитель? Философия жизни Шопенгауэра заключается в том, что человек должен понять необходимость отказа от воли. Только в этом случае его жизнь не будет подчинена инстинкту, и индивид обретет подлинную свободу. Здесь можно провести аналогию с древними мистическими учениями, где указывалось, что смысл жизни человека заключается в достижении нирваны. И великий философ, и мудрецы призывают к отказу от иллюзорного мира, который подчинен инстинктам.

Иррационализм Шопенгауэра разделял и знаменитый философ Ницше. Философия жизни его воспевает сильного человека, который смог создать себя сам. Ницше призирал обывателей, их мелкие заботы и стандартное мышление. Он пел гимн сверхчеловеку, который далек от условностей, авторитетов, общественного мнения. Стоит отметить, что Ницше также упоминал в своих трудах волю, как стержень жизни человека. Однако здесь стоит внести небольшие дополнения. Под волей философ подразумевал стремление властвовать. В каком-то смысле в этом и кроется причина того, что Ницше являлся противником христианской морали. Философ полагал, что религия делает из людей рабов. Чего стоит его высказывание о том, что только когда бог умрет, человек окончательно освободится. Ницше же воспевал повелителя, властителя жизни, который не подчиняется никому и ничему. При этом не стоит думать, что философ был склонен к нигилизму. Ницше отмечал в своих трудах важность самостоятельного разумного мышления, индивидуального познания жизни. Мыслитель считал, что каждая личность в силах выработать собственные принципы своего существования, а не принимать те знания и законы, которые навязаны извне. Ницше писал, что сверхчеловек – это вершина, к которой обязан стремиться каждый разумный человекЕсли вы интересуетесь таким направлением, как философия жизни, для лучшего и полного его понимания вам необходимо прочитать труды множества авторов. Стоит заметить, что основные положения мыслителей могут значительно различаться между собой. Несмотря на то, что философы работали в одном направлении, у каждого из них есть собственный взгляд на мир, и место человека в нем.

21. Философия жизни Шопенгауэра и Ницше А. Шопенгауэр (1788-1860) выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля. Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля – абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля: лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей; окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Ф. Ницше (1844 – 1900). Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека. Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру. В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека: “воля к жизни”; воля внутри самого человека;  неуправляемая, бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты; “воля к власти”. Философия Ницше была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. >  >  КРАТКО ПО ФИЛОСОФИИ: проблемы, понятия, представители:

1. Философия как предмет: понятие, функции, методы

2. Структура и функции философии

3. Разнообразие картин мира. Мифология, религия, философия, наука

4. Философия Древнего Востока

5. Античная философия и космоцентричный характер. Досократический этап

6. Проблема человека и истины в древнегреческой философии. Сократ

7. Классический период античной философии. Платон, Аристотель

8. Эллинско-римская философия

9. Основные проблемы философии средневековья. Августин Блаженный

10. Философия Средних веков. Учение Фомы Аквинского

11. Натурфилософское направление Возрождения. Коперник, Бруно, Галилей

12. Этические и политические идеи Макиавелли. Идеи эпохи Возрождения

13. Философия Нового времени. Эмпиризм и рационализм

14. Эволюция британского эмпиризма Нового времени. Локк, Беркли, Юм

15. Пантеистическая философия Спинозы и монадология Лейбница

16. Социальные учения Нового времени и Просвещения

17. Гносеология и этика Канта

18. Философские взгляды Гегеля

19. Антропологический материализм Фейербаха

20. Исторический и диалектический материализм Маркса и Энгельса

21. Философия жизни Шопенгауэра и Ницше

22. Экзистенциализм и его проблематика. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю

23. Учение Фрейда о бессознательном

24. Формирование русской философии, ее специфика

25. Основные направления русской философии XVIII века

26. Спор славянофилов и западников

27. Русская религиозная философия. Соловьев и Бердяев

28. Русский космизм. Федоров, Циолковский, Вернадский

29. Американский прагматизм. Пирс, Джемс, Дьюи

30. Философские проблемы бытия. Основные формы бытия

31. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Законы диалектики

32. Понятие материи, атрибуты и формы движения материи

33. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и  времени

34. Проблема сознания в философии. Сознательное и бессознательное

35. Общественное сознание: понятие, структура. Общественное бытие

36. Проблема познаваемости мира

37. Субъект, объект, уровни и формы познания

38. Специфика и основные формы эмпирического и рационального познания

39. Особенности научного познания. Формы вненаучного знания

40. Иррациональные формы познания. Понимание, интуиция, вера

41. Понятие истины в философии. Заблуждение, ложь. Критерии истины

42. Предмет и методы социальной философии

43. Понятие общества. Общество как развивающаяся система

44. Философские концепции происхождения и сущности государства

45. Формационный и цивилизационный подходы общественного развития

46. Социальная сфера жизни общества, ее структура

47. Материально-производственная сфера общества. Собственность

48. Политическая сфера общества, ее основные компоненты

49. Духовная сфера жизни общества

50. Научно-техническая революция, ее содержание, социальные последствия

51. Общество и глобальные проблемы современности

52. Проблема цели и смысла общественной жизни в Философии истории

53. Человек как феномен. Представление о природе и сущности человека

54. Понятие Личность, индивид, индивидуальность

55. Социализация личности. Социальный статус. Социальная роль

56. Свобода, необходимость, ответственность в бытии человека

57. Проблема смысла человеческой жизни

58. Единство и многообразие современного мира. Будущее человечества        ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНОЕ КРАТКО        ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ        ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО ГЛАВНОЕ        ФИЛОСОФИЯ: КРАТКО КОНСПЕКТЫ

Философия жизни – философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Одной из предпосылок к её возникновению был отказ некоторых философов от гегельянства и даже, как следствие, возврат к философии Канта. Шопенгауэр. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия). Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление – исходная точка распадения на объект и субъект. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас). Вторая составляющая мира – воля, некая иррациональная сила. Воля – порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека) – доминирует воля к жизни любой ценой, он всё мржет сделать объектом своей деятельности, но свой потенцал он не может полностью испытать. Стать человеком можно через искусство или мораль (искусство – удел избранных, а моралью обладают все, но в основном псевдоморалью. Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство – уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Ницше. Развитие для Ницше не имеет смысла. Регресс. Но возможно становление нового человека. Концепция вечного возвращения. Принцип сохранения силы во вселенной, энергия и т.п. Понимая абсурдность своего подхода с опорой на науку, использует аллегорический образ – бесконечная дорога, лежащая позади нас, и ворота перед нами с надписью «мгновение».Человек их переступает и снова видит перед собой ворота, а позади бесконечная дорога. «Знание – это власть». Наука может скользить лишь по поверхности. Суть – обладать объектом, а не познать. Наука – удобное заблуждение, ей не нужен мир как таковой. Христианская мораль – восстание рабов морали. Христианство переворачивает традиционные понятия добра и зла. Добро до Сократа ассоциировалось с силой, властью, аристократизмом. Христианство устраивает переворот. Добро ассоциируется с бедностью, и т.п. Становиться проблематична оценка досократовских людей. Ницше считал, что религию нужно упразднить, и она фактически упразднена. Должен появиться новый тип людей – «белокурая бестия». Они будут вести себя по законам этой расы, а по отношению к другим так, как хотят – идея «сверхчеловека», который заменит Бога. Принцип всё разрешается (проще всего тем, у кого наибольший потенциал воли – они должны выжить).Побеждает слабый, надо помочь сильным. Сильные не будут мстить. Вся культура построена на страхе и жестокости. Политика – власть вне морали. Больной – паразит общества. Слабого нужно толкнуть, помочь ему упасть. Трансформация верблюда, льва и ребенка. Этапы (ипостаси) духовного развития человека. 1. Верблюд – животное покладистое. Я должен везти все, что положат и терпеть все лишения. 2. В пустыне трансформируется во льва – я хочу, я имею право, я могу. Разрушительный характер. 3. Далее, после утоления желания, лев превращается в ребенка. Ребенок создает. Высшая стадия. Наступит только после первых двух – рабской зависимости и злого начала.

Подробности.

Категория: Вопросы и ответы по философии

У истоков философ жизни стоит А. Щопенгауэр, основной его труд «Мир как воля и представление». В качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля-«вещь сама в себе»,которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Понятие воли по Шопенг означает «то, что сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления».Объяснив сущность «вещи в себе» Ш. перешел и к сущности мира. «Мир как воля»- основной тезис Ш. Но когда речь идет о мире в целом подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего каждой отдельной воли и явления, в том числе и человека. Такова онтологическая сущность философии Ш. С его онтологией связана и гносеология. Исходной предпосылкой ее я-я истина, которая имеет силу для каждого познающего существа, а именно-«мир есть мое представление».Окружающий мир существует только в качестве объекта для субъекта. Его способ познания мира: т.к воля «сама по себе бессознательна и слепа»,поэтому рациональное познание изначально чуждо ей. Поэтому основным я-я интуитивное познание, которое реализуется ч/з переживание мира. Следовательно высшим видом познания является не наука, а искусство, основанное на интуиции и способно в большей степени раскрыть волю к жизни. Ницше так же как и Ш. в качестве центральной категории рассматривает волю. Но его интересует воля к жизни, ее сущность – воля к власти. Именно воля к власти лежит в основании всего мира, все стимулы жизни, все ее источники и вся борьба происходят из-за власти. В таком понимании жизнь не имеет никакого развития или прогресса, к ней не применима никакая теория. Жизнь- вечное становление и вечное возвращение, круговорот Вселенной. А ее сущность- воля к власти есть пафос- самый элементарный факт, из кот-го только и возникает становление. Гносеология: искусство – я-я более глубоким и надежным способом познания, чем наука. (европейская культура встала на ложный путь абсолютировав роль науки в познании).Всякое познание я-я орудием власти, поэтому его цель – приносить человечеству пользу. А истина – это как «полезное заблуждение» и доказывается она не логикой, а пользой и выгодой. Ницше выступил за пересмотр всех ценностей общества и человека. Старые истины, мораль, религия – все следует отбросить, ибо они не способствуют утверждению воли к власти. Поэтому старая «мораль рабов» должна быть заменена «моралью господ», которая признает неравенство людей. Эти новые люди «сверхчеловеки» должны стать над всеми остальными. Сверхчеловек- это люди не связанные с обществом, человек, поставивший себя на место Бога ему свойственно превосходство и презрение к «серой массе».

Источники:

Ссылка на основную публикацию