Познание в философии – что изучают гносеология и эпистемология

Любопытство к тому, что нас окружает, попытки понять, как устроена Вселенная, а также желание проникнуть в неведомый мир потустороннего, всегда были приметой человеческого разума. Когда люди что-то чувствуют, переживают или наблюдают, что происходит с окружающим, они это усваивают и закрепляют, желая не только правильно понять, каково положение дел, но и можно ли постичь истину. Познание в философии является одним из интереснейших вопросов, потому что философия пытается рационализировать и объяснить многообразные процессы, происходящие в человеческом мозгу и направленные на получение знания.

Процесс познания сложнее, чем просто накопление знаний – он является творческим, культурным и социальным; в нем задействованы не только рациональные, но интуитивные и чувственные механизмы мышления. Вот почему познание в философии представляет собой особую проблему, которой занимается специальный теоретический раздел, называемый гносеологией или эпистемологией. Начало гносеологии как особой отрасли философии положил шотландец Феррьер в XIX веке. Эта философская дисциплина изучает как методы и принципы получения знаний, так и то, каким бывает познание, каково его отношение к реальному миру, есть ли у него границы, а также каковы взаимоотношения между тем, что познается, и теми, кто познает. Существует множество различных теорий познания, критикующих друг друга и предлагающих многочисленные концепции о том, какое знание является истинным и достоверным, каковы его виды и почему мы вообще способны познавать мир и самих себя.

Коротко говоря, философы в данной области занимаются постижением того, почему существует знание; каким образом мы можем определить, что это именно знание, обладающее достоверностью и истинностью, а не поверхностное суждение (или же мнение) или же вообще заблуждение; как это знание складывается, а также каковы сами методы познания. В философии, на протяжении всей ее истории, чрезвычайно остро стоял вопрос о том, какой смысл имеет для человека и человечества приобретение знаний, приносит оно счастье или горе. Но как бы там ни было, в жизни современного общества получение все новых знаний приобрело такое значение, что сам нынешний этап развития этого общества нередко называется информационным, тем более, что именно информационное пространство объединило человечество.

Познание в философии выглядит как процесс, имеющий социальную, ценностную природу. История говорит нам о том, что люди готовы были не только приобретать новые знания, но и отстаивать их, несмотря на то, что очень часто за свои убеждения приходилось, да и сейчас приходится, платить своей жизнью, свободой, разлукой с близкими. Поскольку это процесс, то он похож на другие виды деятельности, исследуемые в философии и так же, как и они, обусловлен потребностями (стремлением понять, объяснить), мотивами (практическими или чисто интеллектуальными), целями (получение знаний, постижение истины), средствами (такими как наблюдение, анализ, эксперимент, логика, интуиция и так далее) и результатами.

Одной из главных проблем, которой интересуется философская мысль, является то, как складывается познание. Философия изначально установила, что первым видом познания было наивное, обыденное познание, которое со временем, в процессе развития культуры, совершенствовалось, дав начало возникновению теоретических принципов научного познания и мышления. При этом философия различает принципы и методы собственно философского познания и изучения специфического научного познания (философия науки).

Философы также задумывались о том, какую роль в процессе познания играет сам познающий субъект. Познание в философии – это не только исследование вещей и процессов, окружающих человека или происходящих в нем самом независимо от него, но еще и его духовной жизни. Познавая, человек не только осознает, что изучает нечто внешнее, но и то, что это изучение влияет на него самого. Кроме того, особенно в области гуманитарного познания, состояние познающего субъекта, его ценности и убеждения могут влиять на результаты познания. Оценивая эту сложную проблему, философы разных направлений приходили к совершенно противоположным выводам. К примеру, позитивисты упрекали гуманитарное познание за отсутствие объективности, а представители философской герменевтики, наоборот, считали субъективность специфической чертой гуманитарного познания, которое, таким образом, ближе к непосредственности, и, тем самым, к истине.

Философская теория познания человеком мира начала создаваться в Древней Греции как гносеология. Одновременно там возник и другой термин – эпистемология, который обозначал процесс научного познания, отличающийся своей строгостью от обыденного знания, приобретенных мнений и нарабатываемых жизненных навыков. Главной задачей эпистемологии является получение высшего знания, которое может открыться любителю мудрости как универсальное, логически непротиворечивое, теоретическое знание. Оно, в отличие от мнения, постоянно, лишено субъективной окраски и определено ничем иным, как самим космическим порядком – устройством мира самого по себе.

Гносеология решает такие вопросы: – познаваем ли мир; – как человек познает мир; – может ли он познать только то, что дано в опыте, или он может выйти за рамки опыта.

Есть основания для гносеологического пессимизма: 1) довольно часто происходит коренное изменение наших знаний о мире; 2) существуют принципиально не познаваемые объекты (иная Вселенная, черная дыра); 3)чем больше мы познаем мир, тем больше расширяются границы непознанного; 4)есть такие философские вопросы, на которые вряд ли когда-нибудь будет дан однозначный ответ (как соотносится материя и дух, какой смысл человеческого бытия и т.д.). Тем не менее, для повседневной жизни нам важно владеть достоверными знаниями в той мере, в какой они возможны.

Выделяют различные формы освоения человеком мира: обыденно-практическую, рационально-познавательную, художественно-эстетическую, мораль-но-нравственную, религиозно-духовную и др. Каждая из этих форм имеет свою специфику, но все они – компоненты человеческой культуры, созданные для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать и осваивать его.

Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Оно формируется, по мнению многих исследователей, с младенческого и даже внутриутробного периода. В отличие от научного познания, которое постигает сущность объектов, обыденное познание отражает мир на уровне явлений. Обыденное познание во многом предопределяется врожденными задатками, которые при благоприятных условиях разворачиваются в способности.

Научная форма освоения мира есть особая сфера культуры, целью которой является процесс освоения мира посредством выработки истинного знания; освоение включает в себя описание, объяснение и прогнозирование различных фрагментов действ-сти. В отличие от обыденного, худож. и других видов деят-сти, научное познание направлено на получение объективно-истинного знания, которое отражает сущность объектов.

Художественное освоение мира впервые было осознано как форма познания в немецкой классической философии. Ф-я учит искусству правильной гармоничной жизни. Между тем, в ф-и существует тенденция ориентировать ф-ю либо на науку (Платон, Гегель – классическая ф-я), либо на искусство (Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс – неклассическая ф-я). Если науку конституирует разум и «понятие», то искусство – чувства и понятия «красота», «гармония».

Религиозное освоение мира основано на вере человека в мир идеальных ценностей. Религия, как и ф-я, избрала своим предметом человека и его судьбу. Вопросы «что есть человек?

», «каково его место в мире? » и в ф-и, и в религии совпадают, но ответ на них дается по-разному. Ф-я обращается к разуму – она рационалистична, религия же – к чувствам, вере, она оперирует мифами и символами, которые могут трактоваться неоднозначно, т.

е. смысл их индивидуален для каждого человека.

Освоение человеком мира приводит к развитию человека: обучение превращается в самообучение, организация – в самоорганизацию, дисциплина – в самодисциплину; определение – в самоопределение, образование – в самообразование. С другой стороны, освоение мира – это не только деятельность, но и взаимодействие с уже наличным, созданным и/или существовавшим ранее культурным и природным мирами.

Любопытство к тому, что нас окружает, попытки понять, как устроена Вселенная, а также желание проникнуть в неведомый мир потустороннего, всегда были приметой человеческого разума. Когда люди что-то чувствуют, переживают или наблюдают, что происходит с окружающим, они это усваивают и закрепляют, желая не только правильно понять, каково положение дел, но и можно ли постичь истину. Познание в философии является одним из интереснейших вопросов, потому что философия пытается рационализировать и объяснить многообразные процессы, происходящие в человеческом мозгу и направленные на получение знания.

Процесс познания сложнее, чем просто накопление знаний – он является творческим, культурным и социальным; в нем задействованы не только рациональные, но интуитивные и чувственные механизмы мышления. Вот почему познание в философии представляет собой особую проблему, которой занимается специальный теоретический раздел, называемый гносеологией или эпистемологией. Начало гносеологии как особой отрасли философии положил шотландец Феррьер в XIX веке. Эта философская дисциплина изучает как методы и принципы получения знаний, так и то, каким бывает познание, каково его отношение к реальному миру, есть ли у него границы, а также каковы взаимоотношения между тем, что познается, и теми, кто познает. Существует множество различных теорий познания, критикующих друг друга и предлагающих многочисленные концепции о том, какое знание является истинным и достоверным, каковы его виды и почему мы вообще способны познавать мир и самих себя.

Коротко говоря, философы в данной области занимаются постижением того, почему существует знание; каким образом мы можем определить, что это именно знание, обладающее достоверностью и истинностью, а не поверхностное суждение (или же мнение) или же вообще заблуждение; как это знание складывается, а также каковы сами методы познания. В философии, на протяжении всей ее истории, чрезвычайно остро стоял вопрос о том, какой смысл имеет для человека и человечества приобретение знаний, приносит оно счастье или горе. Но как бы там ни было, в жизни современного общества получение все новых знаний приобрело такое значение, что сам нынешний этап развития этого общества нередко называется информационным, тем более, что именно информационное пространство объединило человечество.

Познание в философии выглядит как процесс, имеющий социальную, ценностную природу. История говорит нам о том, что люди готовы были не только приобретать новые знания, но и отстаивать их, несмотря на то, что очень часто за свои убеждения приходилось, да и сейчас приходится, платить своей жизнью, свободой, разлукой с близкими. Поскольку это процесс, то он похож на другие виды деятельности, исследуемые в философии и так же, как и они, обусловлен потребностями (стремлением понять, объяснить), мотивами (практическими или чисто интеллектуальными), целями (получение знаний, постижение истины), средствами (такими как наблюдение, анализ, эксперимент, логика, интуиция и так далее) и результатами.

Одной из главных проблем, которой интересуется философская мысль, является то, как складывается познание. Философия изначально установила, что первым видом познания было наивное, обыденное познание, которое со временем, в процессе развития культуры, совершенствовалось, дав начало возникновению теоретических принципов научного познания и мышления. При этом философия различает принципы и методы собственно философского познания и изучения специфического научного познания (философия науки).

Философы также задумывались о том, какую роль в процессе познания играет сам познающий субъект. Познание в философии – это не только исследование вещей и процессов, окружающих человека или происходящих в нем самом независимо от него, но еще и его духовной жизни. Познавая, человек не только осознает, что изучает нечто внешнее, но и то, что это изучение влияет на него самого. Кроме того, особенно в области гуманитарного познания, состояние познающего субъекта, его ценности и убеждения могут влиять на результаты познания. Оценивая эту сложную проблему, философы разных направлений приходили к совершенно противоположным выводам. К примеру, позитивисты упрекали гуманитарное познание за отсутствие объективности, а представители философской герменевтики, наоборот, считали субъективность специфической чертой гуманитарного познания, которое, таким образом, ближе к непосредственности, и, тем самым, к истине.

Новости и общество 30 августа 2012Любопытство к тому, что нас окружает, попытки понять, как устроена Вселенная, а также желание проникнуть в неведомый мир потустороннего, всегда были приметой человеческого разума. Когда люди что-то чувствуют, переживают или наблюдают, что происходит с окружающим, они это усваивают и закрепляют, желая не только правильно понять, каково положение дел, но и можно ли постичь истину. Познание в философии является одним из интереснейших вопросов, потому что философия пытается рационализировать и объяснить многообразные процессы, происходящие в человеческом мозгу и направленные на получение знания.

Процесс познания сложнее, чем просто накопление знаний – он является творческим, культурным и социальным; в нем задействованы не только рациональные, но интуитивные и чувственные механизмы мышления. Вот почему познание в философии представляет собой особую проблему, которой занимается специальный теоретический раздел, называемый гносеологией или эпистемологией. Начало гносеологии как особой отрасли философии положил шотландец Феррьер в XIX веке.

Эта философская дисциплина изучает как методы и принципы получения знаний, так и то, каким бывает познание, каково его отношение к реальному миру, есть ли у него границы, а также каковы взаимоотношения между тем, что познается, и теми, кто познает. Существует множество различных теорий познания, критикующих друг друга и предлагающих многочисленные концепции о том, какое знание является истинным и достоверным, каковы его виды и почему мы вообще способны познавать мир и самих себя.

Коротко говоря, философы в данной области занимаются постижением того, почему существует знание; каким образом мы можем определить, что это именно знание, обладающее достоверностью и истинностью, а не поверхностное суждение (или же мнение) или же вообще заблуждение; как это знание складывается, а также каковы сами методы познания. В философии, на протяжении всей ее истории, чрезвычайно остро стоял вопрос о том, какой смысл имеет для человека и человечества приобретение знаний, приносит оно счастье или горе. Но как бы там ни было, в жизни современного общества получение все новых знаний приобрело такое значение, что сам нынешний этап развития этого общества нередко называется информационным, тем более, что именно информационное пространство объединило человечество.

Познание в философии выглядит как процесс, имеющий социальную, ценностную природу. История говорит нам о том, что люди готовы были не только приобретать новые знания, но и отстаивать их, несмотря на то, что очень часто за свои убеждения приходилось, да и сейчас приходится, платить своей жизнью, свободой, разлукой с близкими. Поскольку это процесс, то он похож на другие виды деятельности, исследуемые в философии и так же, как и они, обусловлен потребностями (стремлением понять, объяснить), мотивами (практическими или чисто интеллектуальными), целями (получение знаний, постижение истины), средствами (такими как наблюдение, анализ, эксперимент, логика, интуиция и так далее) и результатами.

Одной из главных проблем, которой интересуется философская мысль, является то, как складывается познание. Философия изначально установила, что первым видом познания было наивное, обыденное познание, которое со временем, в процессе развития культуры, совершенствовалось, дав начало возникновению теоретических принципов научного познания и мышления. При этом философия различает принципы и методы собственно философского познания и изучения специфического научного познания (философия науки).

Философы также задумывались о том, какую роль в процессе познания играет сам познающий субъект. Познание в философии – это не только исследование вещей и процессов, окружающих человека или происходящих в нем самом независимо от него, но еще и его духовной жизни. Познавая, человек не только осознает, что изучает нечто внешнее, но и то, что это изучение влияет на него самого.

Кроме того, особенно в области гуманитарного познания, состояние познающего субъекта, его ценности и убеждения могут влиять на результаты познания. Оценивая эту сложную проблему, философы разных направлений приходили к совершенно противоположным выводам. К примеру, позитивисты упрекали гуманитарное познание за отсутствие объективности, а представители философской герменевтики, наоборот, считали субъективность специфической чертой гуманитарного познания, которое, таким образом, ближе к непосредственности, и, тем самым, к истине.

Источник: fb.ru

Источники:

Ссылка на основную публикацию