Советская философия: характеристика, основные направления, представители

Победа большевиков привела к резкому сужению поля философской работы. В послеоктябрьской России закрылись старые и новые философские общества, философские журналы. Настойчивое стремление руководства большевистской партии и советского государства «идеологически завоевать вузы», «пропитать их духом марксизма» вылилось в чистки профессорского состава, и прежде всего философов старой школы. Большая группа ведущих философов была выслана из страны;

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

Можно выделить три этапа развития советской философии: 1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И. В.

Сталина по ряду философских вопросов; 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии.

После установления режима личной власти Сталина философская жизнь страны протекала в условиях жесткого и жестокого политико-идеологического контроля, который сопровождался репрессиями в отношении философов.

15. Онтология как философское учение о бытии

Основной вопрос онтологии: что существует? Онтология – наука о бытии как таковом, о всеобщих определениях и значениях бытия. Онтология – это метафизика бытия. Метафизика-это Богословская дисциплина где я благодаря моему интеллекту пытаюсь постичь неплсильное.

В античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него; в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др;

Два подхода решения проблем онтологии:

  1. Материализм – материя первичнее духа.

  2. Идеализм – первоосновой является дух, который порождает материю.

[custom_ads_shortcode1]

16. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Атрибуты материи.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение,пространство и время, которые не существуют вне материи(Атрибу́т — существенный, неотъемлемый признак предмета или явления) Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще. Материя отображаетсянашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно)Категория “материя” в древнегреческой философии. Философы Древней Греции понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Формирование категории “материя” в Средневековье. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества.

Обоснование и распространение понятия материи в Новое время. Для материалистических философов XVII века “материя” была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действительность. Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгельсом этой категории к области общественных явлений. Прежние материалисты рассматривали материю лишь с одной стороны, лишь как источник образования сознания. Теперь же развитие материи надо было рассматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит сознание, но и сознание, в свою очередь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • Изучение истории становления советской философии и антропологии, вытеснения немарксистских течений, новых тенденций и направлений в философских исследованиях. Характеристика проблем теории познания, обоснования принципов единства сознания и деятельности. курсовая работа [64,7 K], добавлен 28.

    09. 2011.

  • Изучение особенностей и основных этапов развития философии Древнего Китая: легизма, даосизма и конфуцианства. Характеристика составляющих экономической структуры общества по К. Марксу.

    Обзор специфики представлений о человеке в средневековой философии. контрольная работа [256,6 K], добавлен 11. 12.

  • Изучение философии свободы человека. Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей. Рассмотрение ответственности как социального явления, а также юридической ответственности.

    Анализ современного состояние вопроса свободы и ответственности личности. реферат [51,0 K], добавлен 25. 12.

  • Изучение философии очень значимых исламских философов Авероэсса и Авиценны. Исследование места в их философии Бога. Анализ вопроса о соотношении философии и религии.

    Характеристика философских произведений Ибн Сины и Ибн Рудша. Натурфилософия Ибн Сины. реферат [25,6 K], добавлен 08.

    02. 2015.

  • Становление философских взглядов Н. А. Бердяева.

    Характеристика свободы как первичной и фундаментальной реальности, проникающей во все сферы бытия – космос, общество и самого человека. Анализ учения о “коммюнотарности”. Понятие человека в философии.

    реферат [34,7 K], добавлен 10. 09. 2014.

  • Отличительные черты и представители философии Древней Индии. Характеристика философских школ ведического периода, системы йоги, как индивидуального пути “спасения” человека. Сущность философии буддизма.

    Анализ философских направлений Древнего Китая. реферат [19,2 K], добавлен 17. 02.

  • Взаимосвязь философии и мифа. Зарождение западноевропейской философии. Исследование мифологического сознания и специфики рационального мышления.

    Причины использования мифа в философских текстах. Одна из основных черт философии – отстраненность от себя. реферат [27,6 K], добавлен 23.

    05. 2014.

  • Периодизация античной философии, характеристика этапов ее развития, особенности возникновения и значение. Обзор учений видных мыслителей античности и некоторые положения их учений. Сущность древнеримской философии, ее ориентация на человеческую личность.

    реферат [31,0 K], добавлен 18. 06. 2010.

  • Основные темы философских размышлений и направлений в философии. Основной вопрос философии. Сущность философии по Георгу Зиммелю.

    Философия как наука. Борьба между материализмом и идеализмом в философских течениях. Теория Зиммеля об истории философии.

    курсовая работа [34,1 K], добавлен 19. 10. 2008.

  • Изучение особенностей и основных направлений философии средневекового общества и эпохи Возрождения. Характеристика неопозитивизма, экзистенциализма. Рассмотрение основных идей учений Канта, Бердяева, Гегеля, Сковороды.

    Анализ теории понятия и отражения. шпаргалка [107,9 K], добавлен 13. 03.

После 1917 года в России были созданы институты для пропаганды и развития марксизма. В первое время наряду с марксистской философией существовали и идеалистические философские школы. Период НЭПа оживил деятельность старых и дал жизнь новым философским обществам.

Постепенно разграничение между представителями марксистской и немарксистской философии усиливалось. После высылки ряда мыслителей главенствующую роль заняла марксистская философия. Опубликование «Теория исторического материализма.

Популярный учебник марксистской социологии» – первая попытка систематического рассмотрение основных понятий и теоретического содержания исторического материализма. В области истории философии проводились исследование философских источников марксизма, прежде всего соч. Гегеля.

Публиковались работы по истории философии и в том числе отечественной. Со второй половины 20-х гг. диалектический материализм приобрел практический характер.

Публиковались сочинения классиков мировой философии, вышли в свет 3 тома всемирной «Истории философии», утвердилось направление философские вопросы естественных наук. В кон. 40-х – нач.

50-х гг. вырос интерес к исследованиям по теории познания и логике. В конце 50-х годов тематика философских исследований значительно расширилась.

В 50 – 60 гг. от философии отделяется психология, более автономными становятся этика, эстетика, формируется аксиология, социология и т. д.

Исследовались проблемы диалектики и теории познания. В 60 – 80 гг. в философских исследованиях произошел «поворот к человеку».

И если поворот философии к проблемам теории познания, связанного с разработкой методологических проблем естествознания и техники, этот поворот связан и с развитием наук, и с соц. запросами. Сложилось новое направление – «философская антропология».

С сер. 50-х годов начался определенный подъем историко-философских исследований, укреплялась тенденция к преодолению традиционных методологических установок. История философии стала рассматриваться как способ существования, специфическая форма развития самой философии.

Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания

< Пред СОДЕРЖАНИЕ СКАЧАТЬ След >

С установлением режима личной власти Сталина началось угасание творческих поисков в философии, которая все более политизировалась. Он рекомендовал перекопать весь «навоз», накопившийся в философии и естествознании, «разворошить» все написанное «деборинцами». Лица, пришедшие к руководству философской наукой, под видом укрепления партийной линии фактически возвеличивали Сталина как философа.

Философию стали трактовать как форму политики. Широкое распространение получила вульгаризация методологической роли философии. Призывы к преодолению «отрыва» философской теории от практики, развитию «прикладных» вопросов философии на деле оборачивались профанацией.

Появились статьи на темы: «Диалектика двигателя внутреннего сгорания», «За партийность в математике», «О марксистско-ленинской теории в кузнечном деле» и т. п. В представлении Сталина диалектический метод и материалистическая теория (как две составные части диалектического материализма) – это учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («чертах») объективной действительности.

Под методом познания он фактически понимал только сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания вовсе устранялся (как некий «пережиток» гегельянства).

Из абстрактных философских посылок «напрямую» выводились конкретные политические рекомендации. Большое влияние на идейно-философский климат в стране оказала дискуссия 1947 г. по книге Г.

Ф. Александрова «История западноевропейской философии», проведенная под руководством А. А.

Жданова. Последний определил всю историю домарксистской философии как «ненаучную» и противопоставил ей «научную марксистскую философию». Современные течения немарксистской философии фактически отождествлялись с буржуазной идеологией.

Вместе с тем Жданов отмечал, что диалектический материализм является не наукой наук, а инструментом познания. Марксистская философия не должна пытаться встать над другими науками. В результате уже тогда значительно возрос удельный вес исследований по проблемам теории познания и диалектической логики, состоялись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:

Ссылка на основную публикацию