Сверхчеловек – это….Понятие, определение, создание, характеристики в философии, легенды существования, отражение в фильмах и литературе

в социальной философии – метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей, изоморфных (либо так характеризуемых) образу С., в рамках традиции выступали: 1) “герои” – фигуранты древнегреческих мифов; 2) обожествляемые харизматические лидеры античности; 3) персонажи мистических культов, ориентированных на стирание “граней” между человеком и богами; 4) Иисус Христос, апостолы и приобщенные святые (ср. – апостол Павел: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною”); 5) культовые фигуры христианских ересей (праведник, вошедший в царство Божье, обозначался в текстах монтанитов – 2 в. – как С.); 6) идеал эпохи Возрождения – человек как “хозяин”, “мастер” храма Природы; 7) личности-гении – герои творчества немецкого романтизма и философской классики (Гердер призывал устранить общественные условия, превращающие основную массу индивидов в “полулюдей”, а одного из них – в С.); 8) “выдающиеся личности”, способные, согласно марксизму, предвидеть осевой вектор истории и, содействуя его осуществлению, реализующие “освобождающий весь мир подвиг”; 9) в концепции футуризма – возвышающийся над взаимозаменяемыми “штифтиками” социальной машины носитель суперволи, свободный от биологической ограниченности и социально-нравственных ограничений (“футурист Мафарка” у Маринетти); 10) персонифицированная несущая конструкция учения Ф. Ницше, репрезентирующая идею, согласно которой, по оценке Фуко , “следует освободить жизнь в самом человеке, потому что человек сам является своего рода ее тюремщиком”. Как умозрительный носитель поворотного философского дискурса термин “С.” у Ницше был ориентирован на идеал радикального и многомерного освобождения человека посредством самотворения – овладения им его же пробужденными иррациональными силами. (В отличие от “Черта” у Ф. Достоевского, С. у Ницше не был дистанцирован автором от самого себя, выступая героем – носителем его личной жизнесоразмерной проблемы – “можно ли облагородить человечество?”. Провозвестником С. в творчестве Ницше выступает Заратустра: “Смотрите, – заклинает он /Заратустра. – А.Г., Т.Р./, – я учу вас о сверхчеловеке! Сверхчеловек – смысл земли”.) Главными источниками идеи С. явились провозглашенные Ницше бунт против Бога, борьба против христианства. Не являясь попыткой теоретического отрицания Бога, вера в которого, согласно Ницше, “парализует”, концепт С. был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека, на переход последнего “по ту сторону добра и зла”. По Ницше, “этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение, – и никогда как нечто преднамеренное. Наоборот, его боялись более всего; до сих пор он внушал почти ужас, и из страха перед ним желали, взращивали и достигали человека противоположного типа: типа домашнего животного, стадного животного, больного животного – христианина”. При этом важно подчеркнуть: в истории людей, согласно Ницше, не было ни одного С.: “Душное сердце и холодная голова – где они встречаются, там возникает ураган, который называют “избавителем”. Поистине, были люди более великие и более высокие по рождению, чем те, кого народ называет избавителями, эти увлекающие все за собой ураганы! И еще от более великих, чем были все избавители, должны вы, братья мои, избавиться, если хотите вы найти путь к свободе! Никогда еще не было сверхчеловека! Нагими видел я обоих, самого большого и самого маленького человека. Еще слишком похожи они друг на друга. Поистине, даже самого великого из них находил я – слишком человеческим!” С. у Ницше не утрачивает собственных инстинктов и желаний, он контролирует их, будучи способным творить себя сам. Идея С. у Ницше оказалась призывом к началу великой борьбы человека за человеческое в себе. Категорически отвергая прагматический, атеоретический и “окончательный” пафос атеизма, Ницше создает экзистенциальный по духу глобальный проект мировой истории. Его Заратустра говорит: “… человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?.. Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью… В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель”. Идея С. суть призыв к достижимому для самих людей, призыв к ним хотя бы частично преодолеть самих себя; идея С. провозглашает человеческие достоинства находящимися в перманентном изменении. Согласно М. Хайдеггеру, “Бог мертв – не атеистический тезис, а глубинный событийный опыт западной истории”. (Ср. у Лукача – – идея о “религиозном атеизме” Ницше.) Пафосный разрыв Ницше с носителями идеологии черни (“…кого более всего я ненавижу между теперешней сволочью? Сволочь социалистическую…”); провозглашаемая им (не расистская даже, а биологическая) аристократическая “антропологическая революция” – обусловили конституирование достаточно целостных реакционных общественно-политических программ переустройства человеческого существования, традиционно идентифицирующихся с идеей С. Отрицая религию как форму организации повседневного опыта первобытного человека (социальной базой христианства у Ницше выступали “подонки” античного мира); проповедуя преодоление страха смерти из гордости, ибо “жертвенность – удел слабых”, – Ницше трактовал обретение подлинной свободы как высшего смысла бытия С. в качестве процедуры осуществления решительных волевых актов вне морали. Принципиальные иерархичность и имморализм переходного состояния социума по мере его трансформации в общество “сверхлюдей” неизбежно индоктринировали в массовое сознание европейцев начала 20 в. идею позитивности тотальной организации всех форм жизнедеятельности индивидов. Перспективные реконструкции и новаторские интерпретации творчества Ницше, осуществленные во второй половине 20 в., расставили иные акценты и вскрыли новые смыслы в идее С. Элиминация Ницше какого-либо субъекта из структуры философского дискурса (ни человек, ни Бог, а человек на месте Бога – “еще менее того”) была, в частности, истолкована Делезом как высокоэвристичное замещение этого субъекта “свободной, анонимной и номадической сингулярностью, пробегающей как по человеку, так и по растениям и животным, независимо от материи их индивидуальности и форм их личности”. “С.” у Ницше в таком контексте не может означать ничего другого, кроме “высшего типа всего, что есть”. По мысли Делеза, идея “С.” отражает опору современного человека на принципиально новые внешние ему силы, оперативный механизм которой формируется посредством своеобычной Сверх-складки. О конституировании последней “свидетельствуют изгибы, присущие цепочкам генетического кода, возможности кремния в компьютерах третьего поколения, а также контуры фразы в литературе модерна, когда языку “только и остается, что загнуться в вечной оглядке на себя”. Тем самым, по мнению Делеза, силы человека взаимодействуют с “силой кремния, берущего реванш над углеродом, с силами генетических компонентов, берущих реванш над организмом, с силой аграмматикальностей, берущих реванш над означающим”. В духе концепции Фуко человек тяготеет к тому, чтобы освободить в себе самом жизнь, труд и язык. С. в таком контексте оказывается “формальным соединением новых сил с силами внутри человека, … формой, проистекающей из новых взаимоотношений сил”. “С.” – это человек (по версии Фуко и А. Рембо), заряженный “даже животными (код, который может захватить фрагменты других кодов, как это происходит в новых схемах “боковой” или ретроградной эволюции), … даже горными породами, или же неорганикой (где властвует кремний), … бытием языка (“той бесформенной, немой, не наделенной значениями области, где язык может освободиться” даже от того, что он должен сказать”). По формулировке Фуко, “речь идет не о том, чтобы утверждать, что человек умер, но о том, чтобы, отправляясь от темы – которая… с конца 19 века беспрестанно воспроизводится, – что человек умер (или что он скоро исчезнет, или что ему на смену придет сверхчеловек), – чтобы, отправляясь от этого, понять, каким образом, согласно каким правилам формировалось и функционировало понятие человека”. А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева Источник: Социология: энциклопедия

Сверхчеловек – это образ, введенный в философию знаменитым мыслителем Фридрихом Ницше. Впервые он использован в его произведении “Так говорил Заратустра”. С его помощью ученый обозначал существо, которое по могуществу способно превзойти современного человека так, как когда-то сам человек превзошел обезьяну.

Если придерживаться гипотезы Ницше, сверхчеловек является закономерным этапом эволюционного развития человеческого вида. Он олицетворяет собой витальные аффекты жизни.

Определение понятия

Ницше был убежден, что сверхчеловек – это радикальный эгоцентрик, который живет в наиболее экстремальных условиях, являясь творцом. Его могущественная воля оказывает существенное влияние на вектор всего исторического развития. Ницше считал, что такие люди уже появляются на планете. Согласное его теории сверхчеловек – это и Юлий Цезарь, и Чезаре Борджиа, и Наполеон.

В современной философии сверхчеловек – это тот, кто в физическом и духовном отношении стоит неизмеримо выше других людей. Представление о таких людях впервые можно встретить в мифах о полубогах и героях. По мнению Ницше, сам человек является мостом или путем к сверхчеловеку.

В его философии сверхчеловек – это тот, кто сумел в себе подавить животное начало и отныне живет в атмосфере абсолютной свободы. В этом смысле к ним на протяжении всей истории можно отнести святых, философов и художников.

[custom_ads_shortcode1]

Взгляды на философию Ницше

Если рассматривать, как другие философы относились к идее Ницше о сверхчеловеке, то стоит признать, что мнения были противоречивыми. Существовали различные взгляды на этот образ.

С христианско-религиозной точки зрения предшественник сверхчеловека – это Иисус Христос. Такой позиции, в частности, придерживался Вячеслав Иванов. С культурологических полиций эту идею характеризовали в качестве “эстетизации волевого порыва”, так высказывался Блюменкранц.

В Третьем рейхе сверхчеловек считался идеалом нордической арийской расы, такого мнения придерживались сторонника расовой интерпретации идей Ницше.

Большое распространение этот образ получил в научной фантастике, где он соотносится с телепатами или суперсолдатами. Иногда герой совмещает в себе все эти способности. Множество таких историй можно отыскать в японских комиксах и аниме.

Во вселенной Warhammer 40 000 есть особый подвид людей с психическими способностями, которых называют “псайкеры”. Они могут менять орбиту планет, брать под контроль сознание других людей, способны к телепатии.

Стоит отметить, что в той или иной мере все эти трактовки противоречат идеям самого Ницше, тому смысловому понятию, которое он вкладывал в образ сверхчеловека. В частности, философ всячески отрицал демократическую, идеалистическую и даже гуманитарную его интерпретацию.

[custom_ads_shortcode2]

Концепция Ницше

Учение о сверхчеловеке всегда интересовало многих философов. Например, Бердяева, который видел в этом образе духовный венец творения. Андрей Белый считал, что Ницше удалось раскрыть в полной мере достоинства теологического символизма.

Понятие сверхчеловека считается основной философской концепции Ницше. В ней он соединяет все свои высоконравственные идеи. Сам он признавал, что не придумывал этот образ, а позаимствовал из “Фауста” Гете, вложив в него собственное значение.

[custom_ads_shortcode3]

Теория естественного отбора

У Ницше теория сверхчеловека тесно связана с теорией естественного отбора Чарльза Дарвина. Философ ее выражает в принципе “воля к мощи”. Он считает, что люди является только переходной частью эволюции, а ее конечный пункт – это и есть сверхчеловек.

Его главная отличительная черта заключается в том, что он имеет волю к власти. Своеобразный импульс, с помощью которого появляется возможность управлять миром. Саму волю Ницше разделяет на 4 вида, демонстрируя, что именно она конструирует мир. Никакое развитие и движение без этого невозможно.

[custom_ads_shortcode1]

Воля

По мнению Ницше, первый вид воли – это воля к жизни. Она заключается в том, что у каждого человека есть инстинкт самосохранения, это основа нашей физиологии.

Во-вторых, у целеустремленных людей появляется внутренняя воля, так называемый стержень. Именно он помогает понять, чего в действительности индивид хочет от жизни. Человека с внутренней волей невозможно переубедить, он никогда не станет подвержен влиянию чужого мнения, с которым он изначально не согласен.

В качестве примера внутренней воли можно привести советского военачальника Константина Рокоссовского, который неоднократно подвергался избиениям, пыткам, но остался верен присяге и солдатскому долгу. Он был арестован в ходе репрессий 1937-1938 годов. Его внутренняя воля так поразила всех, что его вернули в армию, во время Великой Отечественной войны он дослужился до маршала Советского Союза.

Третий тип – бессознательная воля. Это аффекты, неосознанные влечения, страсти, инстинкты, которые руководят действиями человека. Ницше подчеркивал, что люди не всегда остаются разумными существами, часто подвергаясь нерациональному влиянию.

Наконец, четвертый тип – воля к мощи. Она в большей или меньшей степени проявляется у всех людей, это желание подчинить себе другого. Философ утверждал, что воля к мощи – это не то, чем мы располагаем, а то, что мы есть в действительности.

Именно эта воля и есть самая главная. Она составляет основу концепции сверхчеловека. Эта идея связана с кардинальным изменением внутреннего мира.

[custom_ads_shortcode2]

Проблема морали

Ницше был убежден, что мораль сверхчеловеку не присуща. По его мнению, это слабость, которая тащит любого только вниз. Если помогать каждому нуждающемуся, то индивид расходует себя, забывая о необходимости двигаться вперед самому.

А единственной истиной в жизни является естественный отбор. Только по этому принципу должен жить сверхчеловек. Не имея воли к мощи, он лишится своего могущества, мощи, силы, тех качеств, которые отличают его от обычного человека.

Сверхчеловек Ницше был наделен его самыми любимыми качествами. Это абсолютная концентрация воли, сверхиндивидуализм, духовное творчество. Без него философ не видел развития самого общества.

[custom_ads_shortcode3]

Примеры сверхлюдей в литературе

В литературе, в том числе отечественной, можно найти примеры, как проявляет себя сверхчеловек. В романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников демонстрирует себя в качестве носителя именно такой идеи. Его теория заключается в том, чтобы поделить мир на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.

Он решается на убийство во многом из-за того, что желает доказать самому себе принадлежность ко второй категории. Но, убив, он не может выдержать навалившихся на него моральных страданий, вынужден признать, что не годится для роли Наполеона.

В другом романе Достоевского – “Бесы” сверхчеловеком себя считает едва ли не каждый герой, стараясь доказать свое право на убийство.

Яркий пример создания сверхчеловека в массовой культуре – Супермен. Это супергерой, образ которого был навеян трудами Ницше. В 1938 году его придумали писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер. Он стал со временем иконой американской культуры, является героем комиксов и фильмов.

[custom_ads_shortcode1]

“Так говорил Заратустра”

Идея о существовании человека и сверхчеловека изложена у Ницше в книге “Как говорил Заратустра”. В ней рассказывается о судьбе и идеях бродячего философа, который решил взять себе имя Заратустра, назвавшись в честь древнеперсидского пророка. Именно через его поступки и действия Ницше и выражает свои мысли.

Центральной идеей романа становится заключение о том, что человек – всего лишь ступень на пути превращения обезьяны в сверхчеловека. При этом сам философ неоднократно подчеркивает, что человечество само виновато в том, что пришло в упадок, фактически исчерпав себя. Только развитие и самосовершенствование способно приближать каждого к реализации этой идеи. Если же люди будут и впредь поддаваться сиюминутным устремлениям и желаниям, то будут с каждым поколением все больше скатываться в сторону обычного животного.

[custom_ads_shortcode2]

Проблема выбора

Также существует проблема сверхчеловека, связанная с необходимостью выбора, когда нужно решить вопрос о превосходстве одного индивида над другим. Говоря об этом, Ницше выделяет уникальную классификацию духовности, в которую входят верблюд, лев и ребенок.

Если следовать этой теории, то супер-сверхчеловек должен освободиться от оков мира, который его окружает. Для этого ему необходимо стать чистым, каким бывает ребенок в самом начале пути. После этого изложена нетривиальная концепция смерти.

Она, по мнению автора, должна подчиняться желаниям человека. Он обязан владеть монополией на жизнь, становиться бессмертным, сопоставимым с богом. Смерть должна подчиняться целям человека, чтобы каждый успевал сделать все, что запланировал в этой жизни, поэтому человеку необходимо самому научиться управлять этим процессом.

Смерть, по Ницше, должна превратиться в особую форму награды, которую человек может получить только тогда, когда прожил достойно всю жизнь, выполнив все, что было ему предначертано. Поэтому в будущем человек должен научиться умирать. Многие исследователи отмечали, что эти идеи схожи с кодексами и понятиями, которым следовали японские самураи. Они тоже считали, что смерть необходимо заслужить, она доступна только тем, кто выполнил в жизни свое предназначение.

Современного человека, который его окружал, Ницше всячески презирал. Ему не нравилось, что никто не стыдится признавать себя христианином. Фразу о необходимости возлюбить ближнего своего он трактовал по-своему. Отмечая, что она означает оставить ближнего в покое.

Еще одна идея Ницше была связана с невозможностью установления равенства между людьми. Философ утверждал, что изначально кто-то из нас больше умеет и знает, а кто-то – меньше и не способен выполнять даже элементарные задачи. Поэтому идея абсолютного равенства казалась ему абсурдной, а именно ее пропагандировала христианская религия. Это была одна из причин, почему философ так яростно выступал против христианства.

Немецкий мыслитель утверждал, что необходимо выделять два класса людей. Первые – люди с сильной волей к власти, вторые – со слабой волей к власти, их как раз абсолютное большинство. Христианство же воспевает и возводит на пьедестал ценности, присущие слабовольным, то есть тем, кто по свей сути не может стать идеологом прогресса, творцом, а значит, не сумеет способствовать развитию, процессу эволюции.

Сверхчеловек должен быть полностью освобожден не только от религии и морали, но и от любых авторитетов. Вместо этого каждый человек должен найти и принять себя. В жизни он приводит большое количество примеров, когда люди освобождались от моральных оков ради поиска самих себя.

[custom_ads_shortcode3]

Сверхчеловек в современном мире

В современном мире и философии к идее сверхчеловека возвращаются все чаще. В последнее время во многих странах получил развитие так называемый принцип “человек, который сделал себя сам”.

Характерной особенностью такого принципа являются воля к власти и эгоизм, что очень близко к тому, о чем говорил Ницше. В нашем мире человек, который делает себя сам, – это образец индивида, сумевшего подняться с низших ступеней социальной лестницы, добиться высокого положения в обществе и уважения окружающих благодаря исключительно своей упорной работе, саморазвитию, культивированию своих лучших качеств. Для того чтобы стать сверхчеловеком в наши дни, необходимо обладать яркой индивидуальностью, харизмой, отличаться от окружающих богатым внутренним миром, который при этом может совершенно не совпадать с нормами поведения, которые считаются общепринятыми большинством.

Важно иметь величие души, что присуще отнюдь не многим. Но именно это способно дать смысл самому существованию человека, превратить его из огромной серой безликой массы в яркий индивид.

При этом не стоит забывать, что самосовершенствование – процесс, который не имеет границ. Главное при этом – никогда не останавливаться на месте, всегда стремиться к чему-то принципиально новому. Скорее всего, черты сверхчеловека есть в каждом из нас, так считал и Ницше, но только единицы в силах обладать такой силой воли, чтобы полностью отказаться от моральных устоев и принципов, принятых в обществе, прийти к совершенному иному, новому виду человека. А для создания идеального человека это является только началом, отправной точкой.

При этом стоит признать, что сверхчеловек – все же штучный “товар.” По своей природе таких людей не может быть много, так как в жизни всегда должны оставаться не только лидеры, но и ведомые, которые будут за ними следовать. Поэтому бессмысленно пытаться сделать сверхлюдьми всех подряд или целую нацию (такие идеи были у Гитлера). Если лидеров станет слишком много, им некого будет вести за собой, мир попросту погрузится в хаос.

В этом случае все может сработать против интересов общества, которое должно быть заинтересовано в перспективном и планомерном эволюционном развитии, непременном движении вперед, которое и сможет обеспечить сверхчеловек.

Философия жизни
Основные понятия
жизнь, воля, эволюция

вечное возвращение, Бог умер
интуиция и понимание
культура и цивилизация
массы, элита, сверхчеловек

Тексты
Воля к власти, Весёлая наука

Рождение трагедии, Антихрист
Так говорил Заратустра
Творческая эволюция
Закат Европы

Люди
Ницше, Бергсон, Зиммель

Дильтей, Шпенглер, Крик
Ортега-и-Гассет

Сверхчелове́к (нем. Übermensch) — образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией Ф.Ницше смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также Творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

None Существуют различные прочтения ницшеанского образа Сверхчеловека:

  • религиозно-христианское (Вяч. Иванов считал Сверхчеловеком Иисуса Христа);[орисс?][источник не указан 656 дней]
  • культурологическое (М. А. Блюменкранц характеризовал эту идею Ф.Ницше как «эстетизацию волевого порыва»);
  • расовая интерпретация (в Третьем рейхе под Сверхчеловеком понималась расово выдержанная породистая человеческая особь).

По своей сути, эти трактовки Сверхчеловека находятся в прямом противоречии с тем смысловым наполнением этого образа, который вложил в него Ф.Ницше. В произведении «Ecce Homo» философ писал:

Слово «сверхчеловек» для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и прочим нигилистам — слово, которое в устах Заратустры, истребителя морали, вызывает множество толков, — почти всюду было понято с полной невинностью в смысле ценностей, противоположных тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений»… Другой ученый рогатый скот заподозрил меня из-за него в дарвинизме: в нём находили даже столь зло отвергнутый мною «культ героев» Карлейля, этого крупного фальшивомонетчика знания и воли. Когда же я шептал на ухо, что скорее в нём можно видеть Чезаре Борджа, чем Парсифаля, то не верили своим ушам.

[custom_ads_shortcode1]

Литература

[custom_ads_shortcode2]

См. также

[custom_ads_shortcode3]

Ссылки

  • nietzsche.ru сайт о Ницше
  • сверхчеловек — сверхчеловек …   Орфографический словарь-справочник

  • Сверхчеловек — С немецкого: Obermensch. Слово стало крылатым после выхода в свет книги «Так говорил Зара тустра» (1883) немецкого философа Фридриха Ницше (1844 1900). который подразумевал под понятием «сверхчеловек» представителя «расы господ», который выше… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • СВЕРХЧЕЛОВЕК — в истории философии метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей,… …   История Философии: Энциклопедия

  • СВЕРХЧЕЛОВЕК — понятие европейской философии и культуры, означающее человека, стоящего в духовном и физическом отношении неизмеримо выше всех остальных людей. Представление о С. впервые можно встретить в мифах о героях, о «полубогах». С. считался в антич.… …   Философская энциклопедия

  • сверхчеловек — супермен, махатма Словарь русских синонимов. сверхчеловек супермен Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • СВЕРХЧЕЛОВЕК — СВЕРХЧЕЛОВЕК, а, мн. и, ов, муж. В нек рых философских учениях: сильная личность, чьи воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям. Возомнил себя сверхчеловеком. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Сверхчеловек — (греч., нем. Ubermensch), понятие европейской идеалистической традиции: человек, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы и представляющий собой качественно иное, высшее существо. Представление о С. уходит… …   Энциклопедия культурологии

  • Сверхчеловек — Философия жизни …   Википедия

  • СВЕРХЧЕЛОВЕК — в социальной философии метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей,… …   Социология: Энциклопедия

  • СВЕРХЧЕЛОВЕК — в истории философии метафорический концепт, фиксирующий образ человека, преодолевшего самообусловленность собственной естественной природой и достигшего состояния качественно иного существа. В качестве легендарных и исторических персонажей,… …   История Философии: Энциклопедия

Источники:

Ссылка на основную публикацию