Штыковой бой: тактика и приемы

Ис­то­рия шты­ка в рус­ской ар­мии ве­дет свое на­ча­ло от Пет­ра I, ко­гда вве­де­ние еще в 1709 го­ду шты­ка вме­сто ба­ги­не­тов сде­ла­ло ру­жье впол­не при­год­ным для дей­ст­вий в бою ог­нем, при­кла­дом и шты­ком. Те­перь не на­до бы­ло от­де­лять штык пе­ред ка­ж­дым но­вым вы­стре­лом и за­ря­жа­ни­ем ру­жья. Со­еди­не­ние шты­ка с ружь­ем зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ло на­сту­па­тель­ную си­лу рус­ской пе­хо­ты. В от­ли­чие от за­пад­но­ев­ро­пей­ских ар­мий, ис­поль­зо­вав­ших штык как обо­ро­ни­тель­ное ору­жие, в рус­ской ар­мии он при­ме­нял­ся в ка­че­ст­ве на­сту­па­тель­но­го ору­жия. Мощ­ный шты­ко­вой удар стал не­отъ­ем­ле­мой ча­стью так­ти­ки рус­ской ар­мии.Так­ти­ка уме­ло­го со­че­та­ния ог­ня со шты­ко­вым уда­ром дос­тиг­ла сво­его рас­цве­та в рус­ской ар­мии во вре­ме­на пол­ко­вод­че­ской дея­тель­но­сти А.В. Су­во­ро­ва. “Пу­ля ду­ра, штык – мо­ло­дец”; “Пу­ля об­ми­шу­лит­ся, а штык не об­ми­шу­лит­ся”; “Бе­ре­ги пу­лю в ду­ле: трое на­ско­чат, пер­во­го за­ко­ли, вто­ро­го за­стре­ли, треть­ему шты­ком ка­ра­чун!” – эти из­ре­че­ния та­лант­ли­вей­ше­го рус­ско­го пол­ко­вод­ца дав­но ста­ли на­род­ны­ми по­сло­ви­ца­ми. Их час­то по­вто­ря­ют, до­ка­зы­вая, что Су­во­ров пред­по­чи­тал штык пу­ле. Дей­ст­ви­тель­но, он це­ле­уст­рем­лен­но учил сво­их сол­дат вла­деть “хо­лод­ным ружь­ем”, но на­ря­ду с этим, в слав­ной ис­то­рии рус­ской ар­мии за­пе­чат­ле­но и тре­бо­ва­ние Су­во­ро­ва к на­шим сол­да­там об ов­ла­де­нии “ис­кус­ст­вом цель­ной стрель­бы”. В сво­ей “Нау­ке по­бе­ж­дать” пол­ко­во­дец пи­сал: “Бе­ре­ги пу­лю в ду­ле, для паль­бы стре­ляй силь­но в ми­шень… Для сбе­ре­же­ния пуль ка­ж­до­го вы­стре­ла вся­кий в сво­его про­тив­ни­ка дол­жен це­лить, что­бы его убить… Мы стре­ля­ем цель­но…” Прак­ти­куя стре­ми­тель­ный шты­ко­вой удар, Су­во­ров счи­тал, что ус­пех ата­ки на­пря­мую за­ви­сит от мет­кой стрель­бы. “Пе­хот­ные ог­ни от­кры­ва­ют по­бе­ду”, – го­во­рил он. Один из рус­ских офи­це­ров, уча­ст­ни­ков су­во­ров­ско­го по­хо­да в Ита­лию 1798-1799 го­дов, опи­сы­ва­ет, как рус­ские от­бор­ные стрел­ки – еге­ря, со­че­тая огонь со шты­ко­вым уда­ром, об­ра­ща­ли в бег­ст­во на­по­ле­о­нов­ские вой­ска: “Стрел­ков фран­цуз­ских бы­ло бо­лее чем втрое про­тив нас, и пу­ли их ста­ли но­сить­ся ме­ж­ду нас, как ово­да в лет­нюю по­ру. Охот­ни­ки вы­жда­ли и, под­пус­тив вра­га ша­гов на пол­то­ра­ста, пус­ти­ли гу­би­тель­ный огонь свой. Ни од­на пу­ля не по­шла на ве­тер: цепь вра­га ви­ди­мо об­ре­де­ла, она при­ос­та­но­ви­лась… При­цель­ный ба­таль­он­ный огонь на­шей ли­нии вы­ры­вал из гус­тых ря­дов вра­га еже­се­кунд­но де­сят­ка­ми, и … Са­ба­не­ев, за­ме­тив, что стрел­ки вра­га до­воль­но да­ле­ко от­де­ли­лись от сво­их ко­лонн, дви­нул в цепь ос­таль­ные два взво­да охот­ни­ков и, сбли­зив ро­ту еге­рей, при­ка­зал бить в ба­ра­бан пер­вое ко­ле­но егер­ско­го по­хо­да. С пер­вым же зву­ком это­го же­лан­но­го боя охот­ни­ки ки­ну­лись на вра­га, и за­ки­пе­ла шты­ко­вая мо­ло­дец­кая рус­ская ра­бо­та; ми­ну­ты че­рез че­ты­ре фран­цу­зи­ки оп­ро­ме­тью не­слись уже на­зад…” Так дей­ст­во­ва­ли су­во­ров­ские чу­до-бо­га­ты­ри на по­лях Ев­ро­пы, под су­ро­вы­ми сте­на­ми Из­маи­ла, на снеж­ных вер­ши­нах Альп. И сла­ва рус­ской пу­ли при­сое­ди­ни­лась к сла­ве рус­ско­го шты­ка. Имен­но на это об­стоя­тель­ст­во бы­ло об­ра­ще­но са­мое при­сталь­ное вни­ма­ние и в Крас­ной Ар­мии как в пред­во­ен­ный пе­ри­од, так и во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны. Как пи­сал в на­ча­ле в 1930-х го­дов один из со­вет­ских во­ен­ных дея­те­лей той эпо­хи, на­чаль­ник учеб­но-строе­во­го управ­ле­ния ГУ РККА Л. Ма­ли­нов­ский: “Для это­го име­ет­ся дос­та­точ­но ос­но­ва­ний как в при­ро­де боя, так и в при­ро­де ос­нов­ной мас­сы на­ше­го крас­но­ар­мей­ца-бой­ца. При этом глав­ней­шее ме­сто сле­ду­ет от­вес­ти вос­пи­та­тель­но­му зна­че­нию этой от­рас­ли бое­вой под­го­тов­ки. Опыт вой­ны гла­сит, что еще до на­стоя­ще­го вре­ме­ни шты­ко­вой бой и, во вся­ком слу­чае, го­тов­ность к не­му, еще очень час­то яв­ля­ют­ся ре­шаю­щим и за­клю­чи­тель­ным эле­мен­том ата­ки. Этот же опыт сви­де­тель­ст­ву­ет о зна­чи­тель­но­сти по­терь в ру­ко­паш­ной схват­ке как в си­лу на­па­де­ния шты­ка, так и вслед­ст­вие не­уме­ния ис­поль­зо­вать штык. Ве­де­ние ноч­но­го боя, дей­ст­вия раз­вед­чи­ков, ру­ко­паш­ная схват­ка, за­клю­чаю­щая не­ред­ко ата­ку, ком­би­на­ция уда­ра гра­на­ты и хо­лод­но­го ору­жия – все это соз­да­ет та­кую об­ста­нов­ку, ко­то­рая тре­бу­ет долж­ной вы­уч­ки мир­но­го вре­ме­ни для вся­кой ар­мии, же­лаю­щей обес­пе­чить по­бе­ду в сра­же­нии и дос­ти­же­ние ее не боль­шой, а ма­лой кро­вью”. Бое­вой ус­тав пе­хо­ты РККА од­но­знач­но тре­бо­вал: “Ко­неч­ная бое­вая за­да­ча пе­хо­ты в на­сту­па­тель­ном бою – раз­бить про­тив­ни­ка в ру­ко­паш­ной схват­ке”. При этом при­ори­тет­ная ус­та­нов­ка для со­от­вет­ст­вую­щей бое­вой под­го­тов­ки крас­но­ар­мей­цев бы­ла вы­ра­же­на очень об­раз­но: “На­до твер­до вну­шить всем, что во вре­мя ата­ки идут впе­ред для то­го, что­бы уби­вать. Вся­кий ата­кую­щий дол­жен вы­брать в ря­дах про­тив­ни­ка се­бе жерт­ву и убить ее. Ни один че­ло­век, по­па­даю­щий­ся на пу­ти, не дол­жен быть ос­тав­лен без вни­ма­ния, будь это бе­гу­щий, иду­щий, стоя­щий, си­дя­щий или ле­жа­щий. Стре­ляй и бей ка­ж­до­го так, что­бы он боль­ше ни­ко­гда не встал! Дос­тиг­нуть же это­го мо­жет толь­ко тот, кто к это­му бу­дет со­от­вет­ст­вую­щим об­ра­зом и по­сто­ян­но го­то­вить­ся. Толь­ко силь­ный, лов­кий и хо­ро­шо тре­ни­ро­ван­ный (до ав­то­ма­тиз­ма) бо­ец, умею­щий пра­виль­но со­че­тать дей­ст­вие ог­ня и шты­ка (ло­па­ты, кир­ко-мо­ты­ги, то­по­ра, но­ги, ку­ла­ка), бу­дет спо­со­бен сам уби­вать и по­бе­ж­дать. В про­тив­ном слу­чае ка­ж­до­го ждет пе­чаль­ная участь – смерть. Те­перь нет ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что во мно­гих ата­ках, а в ноч­ных – обя­за­тель­но, на­ши про­тив­ни­ки бу­дут ис­кать по­бе­ды в шты­ко­вом уда­ре, а по­то­му мы обя­за­ны уметь про­ти­во­сто­ять это­му уда­ру сво­им бо­лее со­кру­ши­тель­ным уда­ром”.

Крас­но­ар­мей­цев учи­ли, что их штык – ору­жие на­сту­па­тель­ное, а сущ­ность шты­ко­во­го боя трак­то­ва­лась сле­дую­щим об­ра­зом: “Опыт вой­ны по­ка­зал, что мно­гие бой­цы бы­ли уби­ты или ра­не­ны толь­ко вслед­ст­вие не­уме­ния со­от­вет­ст­вую­щим об­ра­зом ис­поль­зо­вать свое ору­жие, осо­бен­но штык. Шты­ко­вой бой яв­ля­ет­ся ре­шаю­щим фак­то­ром вся­кой ата­ки. Ему до по­след­ней воз­мож­но­сти долж­на пред­ше­ст­во­вать стрель­ба. Штык есть глав­ное ору­жие ноч­но­го боя”. Крас­но­ар­мей­цев учи­ли, что в ру­ко­паш­ном бою от­сту­паю­ще­го про­тив­ни­ка сле­ду­ет тес­нить шты­ком и руч­ны­ми гра­на­та­ми до са­мой ли­нии, ука­зан­ной в при­ка­зе; бе­гу­ще­го же пре­сле­до­вать бы­ст­рым, мет­ким и спо­кой­ным ог­нем. Стой­кий крас­но­ар­ме­ец, ни­ко­гда не те­ряю­щий на­сту­па­тель­но­го ду­ха, ста­нет хо­зяи­ном бое­вой об­ста­нов­ки, все­го по­ля боя. В со­вет­ских вои­нах вос­пи­ты­ва­лась уве­рен­ность, что уме­ние вла­деть ору­жи­ем даст сол­да­ту не толь­ко чув­ст­во лич­но­го пре­вос­ход­ст­ва в борь­бе, но и не­об­хо­ди­мое для боя спо­кой­ст­вие. “Толь­ко та­кой сол­дат смо­жет сра­жать­ся с пол­ным подъ­е­мом ду­ха и не бу­дет в ожи­да­нии ре­ши­тель­ной ми­ну­ты боя нерв­ни­чать а, не­смот­ря ни на ка­кие пре­пят­ст­вия, пой­дет впе­ред и по­бе­дит”. На за­ня­ти­ях по бое­вой под­го­тов­ке под­чер­ки­ва­лось, что пол­ная уве­рен­ность бой­ца в сво­ем ору­жии мо­жет быть дос­тиг­ну­та толь­ко пу­тем по­сто­ян­ной и сис­те­ма­ти­че­ской тре­ни­ров­ки. Со­вет­ские вое­на­чаль­ни­ки не без ос­но­ва­ний счи­та­ли, что пол­ча­са еже­днев­ной прак­ти­ки в на­не­се­нии раз­лич­ных уда­ров, а так­же в дей­ст­вии шты­ком в ус­ло­ви­ях, близ­ких к на­стоя­ще­му бою, в со­стоя­нии сде­лать все дей­ст­вия крас­но­ар­мей­ца шты­ком ав­то­ма­ти­че­ски­ми. Од­на­ко ав­то­ма­тизм дей­ст­вий не от­ри­цал ин­ди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей бой­ца, а на­обо­рот, до­пол­нял­ся раз­ви­ти­ем их. От ко­ман­ди­ров тре­бо­ва­лось, что­бы ка­ж­дый крас­но­ар­ме­ец учил­ся ду­мать и дей­ст­во­вать са­мо­стоя­тель­но, да­бы у не­го не бы­ло пе­ре­ры­ва во вре­ме­ни ме­ж­ду мыс­лью и дей­ст­ви­ем. “Для дос­ти­же­ния это­го бой­цы долж­ны уп­раж­нять свой ум и гла­за при про­ве­де­нии прак­ти­че­ских уп­раж­не­ний и, на­сколь­ко воз­мож­но, без ко­манд. Ко­ман­дир дол­жен обу­чать сол­дат от­би­вать тре­ни­ро­воч­ной пал­кой, на­но­сить уда­ры по раз­лич­ным це­лям: чу­че­лам, под­виж­ной ми­ше­ни, как толь­ко она ос­та­но­вит­ся, и пр. В этот пе­ри­од тре­ни­ров­ки обу­чаю­щие­ся долж­ны ра­бо­тать по­пар­но и дей­ст­во­вать по прин­ци­пу “учи­тель и уче­ник”, “по­пе­ре­мен­но”. При этом бы­ст­ро­та дви­же­ний бой­цов, их сме­кал­ка раз­ви­ва­лись про­ве­де­ни­ем раз­лич­ных фи­зи­че­ских уп­раж­не­ний и бы­ст­рых игр, в ко­то­рых тре­бо­ва­лась ско­рость мыш­ле­ния и мгно­вен­ная ре­ак­ция мышц. Бокс и сам­бо иг­ра­ли су­ще­ст­вен­ную роль в раз­ви­тии ин­ди­ви­ду­аль­ных ка­честв бой­ца и шли ру­ка об ру­ку с обу­че­ни­ем шты­ко­во­му бою. Один из со­вет­ских тео­ре­ти­ков шты­ко­во­го боя Г. Ка­ла­чев ука­зы­вал, что на­стоя­щая шты­ко­вая ата­ка тре­бу­ет храб­ро­сти, пра­виль­но­го на­прав­ле­ния си­лы и бы­ст­ро­ты при на­ли­чии со­стоя­ния край­не­го нерв­но­го воз­бу­ж­де­ния и зна­чи­тель­ной фи­зи­че­ской ус­та­ло­сти. Вви­ду это­го не­об­хо­ди­мо раз­ви­вать сол­дат фи­зи­че­ски и под­дер­жи­вать у них это раз­ви­тие на воз­мож­но боль­шей вы­со­те. Для то­го что­бы сде­лать удар бо­лее силь­ным и по­сте­пен­но ук­ре­п­лять мус­ку­лы ног, все обу­чаю­щие­ся с са­мо­го на­ча­ла обу­че­ния долж­ны прак­ти­ко­вать­ся, про­из­во­дить ата­ки на ко­рот­ких дис­тан­ци­ях, пры­гать в око­пы и вы­пры­ги­вать из них”. Все прие­мы боя ка­ра­би­ном (укол, от­би­вы, уда­ры при­кла­дом) вы­пол­ня­лись из по­ло­же­ния “К бою го­товьсь”. Это по­ло­же­ние яв­ля­лось наи­бо­лее удоб­ным для на­па­де­ния и для обо­ро­ны в ру­ко­паш­ном бою. В Крас­ной Ар­мии прак­ти­ко­ва­лись сле­дую­щие прие­мы шты­ко­во­го боя. Укол Укол яв­лял­ся ос­нов­ным прие­мом в шты­ко­вом бою. Уст­рем­ле­ние пря­мо на про­тив­ни­ка вин­тов­кой со шты­ком, уг­ро­жаю­щим его гор­лу, и удар в от­кры­тое ме­сто его те­ла яв­ля­лись ос­нов­ным мо­мен­том шты­ко­во­го боя. Для вы­пол­не­ния уко­ла тре­бо­ва­лось по­слать вин­тов­ку (ка­ра­бин) обеи­ми ру­ка­ми впе­ред (на­прав­ляя ост­рие шты­ка в цель) и, пол­но­стью вы­пря­мив ле­вую ру­ку, про­дви­гать вин­тов­ку (ка­ра­бин) пра­вой ру­кой по ла­до­ни ле­вой ру­ки, по­ка ма­га­зин­ная ко­роб­ка не ля­жет на ла­донь. Од­но­вре­мен­но с этим нуж­но бы­ло рез­ко вы­пря­мить пра­вую но­гу и, по­да­вая кор­пус впе­ред, на­нес­ти укол с вы­па­дом ле­вой но­гой. По­сле это­го не­мед­лен­но вы­дер­нуть штык и опять при­нять по­ло­же­ние “К бою го­товьсь”. В за­ви­си­мо­сти от об­ста­нов­ки укол мог на­но­сить­ся без об­ма­на и с об­ма­ном про­тив­ни­ка. Ко­гда ору­жие про­тив­ни­ка не ме­ша­ло на­нес­ти укол, то сле­до­ва­ло ко­лоть пря­мо (укол без об­ма­на). Ес­ли же про­тив­ник был за­крыт сво­им ору­жи­ем, то, по­сы­лая штык пря­мо, не­об­хо­ди­мо бы­ло соз­дать уг­ро­зу уко­ла (об­ман), а при по­пыт­ке про­тив­ни­ка про­из­ве­сти от­бив бы­ст­ро пе­ре­вес­ти свой штык на дру­гую сто­ро­ну ору­жия про­тив­ни­ка и на­нес­ти ему укол. Тре­бо­ва­лось все­гда дер­жать про­тив­ни­ка под уда­ром, по­сколь­ку бо­ец, ко­то­ро­му не уда­лось на­нес­ти чув­ст­ви­тель­ный удар в от­кры­тое ме­сто те­ла про­тив­ни­ка в те­че­ние да­же од­ной пя­той се­кун­ды, сам рис­ко­вал по­гиб­нуть. Ос­вое­ние тех­ни­ки вы­пол­не­ния уко­ла про­из­во­ди­лось в сле­дую­щей по­сле­до­ва­тель­но­сти: вна­ча­ле от­ра­ба­ты­вал­ся укол без чу­че­ла; за­тем укол в чу­че­ло; укол с ша­гом впе­ред и вы­па­дом; укол в дви­же­нии ша­гом и бе­гом; укол по груп­пе чу­чел с пе­ре­ме­ной на­прав­ле­ния дви­же­ния; в кон­це от­ра­ба­ты­вал­ся укол по чу­че­лам в раз­но­об­раз­ной об­ста­нов­ке (в око­пах, тран­ше­ях, в ле­су и т. д.). При изу­че­нии уко­ла и при тре­ни­ров­ке глав­ное вни­ма­ние уде­ля­лось раз­ви­тию мет­ко­сти и си­лы уко­ла. В про­цес­се обу­че­ния шты­ко­во­му бою крас­но­ар­мей­цы наи­зусть за­по­ми­на­ли из­ре­че­ние по это­му по­во­ду рус­ско­го ге­не­ра­ла Дра­го­ми­ро­ва: “…Должно по­сто­ян­но пом­нить, что при дей­ст­вии хо­лод­ным ору­жи­ем гла­зо­мер не­со­мнен­но бо­лее ва­жен, чем при стрель­бе: там ошиб­ка в оп­ре­де­ле­нии рас­стоя­ния или не­вер­ность ру­ки ве­дет к по­те­ре пу­ли, здесь она мо­жет по­вес­ти к по­те­ре жиз­ни”. Уда­ры при­кла­дом Уда­ры при­кла­дом при­ме­ня­лись при встре­че с про­тив­ни­ком вплот­ную, ко­гда нель­зя бы­ло на­нес­ти укол. Уда­ры при­кла­дом мож­но бы­ло на­но­сить сбо­ку, впе­ред, на­зад и свер­ху. Для на­не­се­ния уда­ра при­кла­дом сбо­ку тре­бо­ва­лось од­но­вре­мен­но с вы­па­дом пра­вой но­гой впе­ред и дви­же­ни­ем пра­вой ру­ки сни­зу вверх на­нес­ти силь­ный удар ост­рым уг­лом при­кла­да в го­ло­ву про­тив­ни­ка. Удар сбо­ку удоб­но бы­ло при­ме­нять по­сле от­би­ва вле­во. Для на­не­се­ния уда­ра впе­ред тре­бо­ва­лось от­толк­нуть пра­вой ру­кой при­клад вниз и, пе­ре­хва­тив в пра­вую ру­ку вы­ше верх­не­го ло­же­во­го коль­ца, от­вес­ти вин­тов­ку (ка­ра­бин) на­зад, сде­лать за­мах, а за­тем, с вы­па­дом ле­вой но­гой, за­тыл­ком при­кла­да на­нес­ти удар. Для на­не­се­ния уда­ра при­кла­дом на­зад не­об­хо­ди­мо бы­ло по­вер­нуть­ся на каб­лу­ках обе­их ног на­пра­во кру­гом (но­ги в ко­ле­нях при этом не раз­ги­ба­лись), од­но­вре­мен­но сде­лать за­мах, для че­го от­вес­ти вин­тов­ку (ка­ра­бин) воз­мож­но даль­ше на­зад, по­вер­нув ма­га­зин­ной ко­роб­кой вверх. По­сле это­го с вы­па­дом пра­вой но­гой нуж­но бы­ло на­нес­ти удар за­тыл­ком при­кла­да в ли­цо про­тив­ни­ка. Для на­не­се­ния уда­ра при­кла­дом свер­ху не­об­хо­ди­мо бы­ло под­бро­сить вин­тов­ку (ка­ра­бин), по­вер­нув ее ма­га­зин­ной ко­роб­кой вверх, на ле­ту схва­тить ле­вой ру­кой свер­ху у верх­не­го ло­же­во­го коль­ца, а пра­вой сни­зу у ниж­не­го ло­же­во­го коль­ца и с вы­па­дом пра­вой но­гой на­нес­ти силь­ный удар свер­ху ост­рым уг­лом при­кла­да. Уда­ры при­кла­дом тре­бо­ва­лось на­но­сить мет­ко, бы­ст­ро и силь­но. Тре­ни­ров­ка в уда­рах про­во­ди­лась по ша­ру тре­ни­ро­воч­ной пал­ки или по чу­че­лам ти­па “сноп”. От­би­вы От­би­вы при­ме­ня­лись при за­щи­те от уко­ла про­тив­ни­ка и при на­па­де­нии, ко­гда ору­жие про­тив­ни­ка ме­ша­ло на­нес­ти укол. По­сле от­би­ва ору­жия про­тив­ни­ка не­об­хо­ди­мо бы­ло не­мед­лен­но на­нес­ти укол шты­ком или удар при­кла­дом. От­би­вы про­из­во­ди­лись впра­во, вле­во и вниз на­пра­во. От­бив впра­во про­из­во­дил­ся, ко­гда про­тив­ник уг­ро­жал уко­лом в верх­нюю пра­вую часть ту­ло­ви­ща. В этом слу­чае бы­ст­рым дви­же­ни­ем ле­вой ру­ки впра­во и не­сколь­ко впе­ред нуж­но бы­ло сде­лать ко­рот­кий и рез­кий удар цевь­ем по ору­жию про­тив­ни­ка и не­мед­лен­но на­нес­ти укол. Для от­би­ва вниз на­пра­во (при уко­ле про­тив­ни­ка в ниж­нюю часть ту­ло­ви­ща) нуж­но бы­ло бы­ст­рым дви­же­ни­ем ле­вой ру­ки по­лу­кру­гом вле­во и вниз на­пра­во рез­ко уда­рить цевь­ем по ору­жию про­тив­ни­ка. От­би­вы про­из­во­ди­лись од­ни­ми ру­ка­ми, бы­ст­ро и с не­боль­шим раз­ма­хом, без по­во­ро­та кор­пу­са. Раз­ма­ши­стый от­бив был не­вы­го­ден тем, что сол­дат, от­кры­вая се­бя, да­вал воз­мож­ность про­тив­ни­ку на­нес­ти укол.Сна­ча­ла изу­ча­лась толь­ко тех­ни­ка от­би­вов, за­тем от­бив на­пра­во при уко­ле тре­ни­ро­воч­ной пал­кой и от­бив с по­сле­дую­щим уко­лом в чу­че­ло. За­тем тре­ни­ров­ки про­во­ди­лись в раз­но­об­раз­ной и ус­лож­нен­ной об­ста­нов­ке в со­че­та­нии с уко­ла­ми и уда­ра­ми при­кла­дом. Бои на ка­ра­би­нах с мяг­ким на­ко­неч­ни­ком Для вос­пи­та­ния у крас­но­ар­мей­цев та­ких ка­честв, как стре­ми­тель­ность и ре­ши­тель­ность в дей­ст­ви­ях, вы­нос­ли­вость, на­стой­чи­вость и упор­ст­во в дос­ти­же­нии по­бе­ды, важ­ное зна­че­ние имел “бой” двух сол­дат. В про­цес­се этих “бо­ев” про­ис­хо­ди­ло так­же со­вер­шен­ст­во­ва­ние в тех­ни­ке вы­пол­не­ния бое­вых прие­мов. По­это­му тре­бо­ва­лось, что­бы бой­цы как мож­но ча­ще прак­ти­ко­ва­лись в тре­ни­ро­воч­ных пар­ных “бо­ях” на ка­ра­би­нах (де­ре­вян­ных пал­ках) с мяг­ким на­ко­неч­ни­ком. Для ус­пеш­но­го про­ве­де­ния боя с “про­тив­ни­ком” не­об­хо­ди­мо бы­ло пом­нить, что толь­ко ак­тив­ные дей­ст­вия мо­гут обес­пе­чить ус­пех боя. В схват­ке с “про­тив­ни­ком” бо­ец дол­жен был быть сме­лым и ре­ши­тель­ным, стре­мить­ся пер­вым ата­ко­вать “про­тив­ни­ка”. Под­чер­ки­ва­лось, что толь­ко ак­тив­ность в бою при­ве­дет к по­бе­де, а пас­сив­ные дей­ст­вия об­ре­че­ны на не­уда­чу. Ес­ли “про­тив­ник” хо­ро­шо на­па­дал и пло­хо за­щи­щал­ся, то нуж­но бы­ло не да­вать ему воз­мож­но­сти пе­ре­хо­дить в ата­ку, а на­па­дать на не­го са­мо­му. Ес­ли же “про­тив­ник” луч­ше за­щи­щал­ся, чем на­па­дал, то его на­до бы­ло вы­звать на ак­тив­ные дей­ст­вия (от­кры­вая умыш­лен­но те­ло для уко­ла), а ко­гда он по­пы­та­ет­ся на­нес­ти укол – от­бить ата­ку и на­нес­ти ему от­вет­ный укол. При про­ве­де­нии боя с дву­мя “про­тив­ни­ка­ми” не­об­хо­ди­мо бы­ло стре­мить­ся к схват­ке с ни­ми по­оди­ноч­ке. Тре­бо­ва­лось не до­пус­кать на­па­де­ния “про­тив­ни­ка” сза­ди, а для это­го ис­поль­зо­вать имею­щие­ся ук­ры­тия, за­труд­няю­щие “про­тив­ни­ку” од­но­вре­мен­ное на­па­де­ние с не­сколь­ких сто­рон. И в на­стоя­щее вре­мя обу­че­ние сол­дат Рос­сий­ских Воо­ру­жен­ных сил шты­ко­во­му и ру­ко­паш­но­му бою нис­коль­ко не по­те­ря­ло сво­ей ак­ту­аль­но­сти, по­сколь­ку ста­рый прин­цип: “В мир­ное вре­мя нуж­но учить то­му, что при­дет­ся де­лать на вой­не”, не мо­жет и не дол­жен за­бы­вать­ся. Уве­рен­ное вла­де­ние сво­им ору­жи­ем яв­ля­ет­ся ча­стью пси­хо­ло­ги­че­ской под­го­тов­ки бой­ца. Автор:

Сергей Монетчиков

Первоисточник:

http://www.bratishka.ru/

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

История штыка в русской армии ведет свое начало от Петра I, когда введение еще в 1709 году штыка вместо багинетов сделало ружье вполне пригодным для действий в бою огнем, прикладом и штыком. Теперь не надо было отделять штык перед каждым новым выстрелом и заряжанием ружья. Соединение штыка с ружьем значительно увеличило на­ступательную силу русской пехоты.

В отличие от западноевропейских армий, использовавших штык как оборонительное оружие, в русской армии он применялся в качестве наступательного оружия. Мощный штыковой удар стал неотъемлемой частью тактики русской армии.

Тактика умелого сочетания огня со штыковым ударом достигла своего расцвета в русской армии во времена полководческой деятельности А. В. Суворова.

“Пуля дура, штык – молодец”; “Пуля обмишулится, а штык не обмишулится”; “Береги пулю в дуле: трое наскочат, первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун! ” – эти изречения талантливейшего русского полководца давно стали народными пословицами. Их часто повторяют, доказывая, что Суворов предпочитал штык пуле.

Действительно, он целеустремленно учил своих солдат владеть “холодным ружьем”, но наряду с этим, в славной истории русской армии запечатлено и требование Суворова к нашим солдатам об овладении “искусством цельной стрельбы”. В своей “Науке побеждать” полководец писал: “Береги пулю в дуле, для пальбы стреляй сильно в мишень. .

. Для сбережения пуль каждого выстрела всякий в своего противника должен целить, чтобы его убить. .

. Мы стреляем цельно. .

. ” Практикуя стремительный штыковой удар, Су­воров считал, что успех атаки напрямую зависит от меткой стрельбы. “Пехотные огни открывают победу”, – говорил он.

Один из русских офицеров, участников суворовского похода в Италию 1798-1799 годов, описывает, как русские отборные стрелки – егеря, сочетая огонь со штыковым ударом, обращали в бегство наполеоновские войска: “Стрел­ков французских было более чем втрое против нас, и пули их стали носиться между нас, как овода в летнюю пору. Охотники выждали и, подпустив врага шагов на полтора­ста, пустили губительный огонь свой. Ни одна пуля не пошла на ветер: цепь врага видимо обредела, она приостановилась.

. . Прицельный батальонный огонь нашей линии выры­вал из густых рядов врага ежесекундно десятками, и .

. . Сабанеев, заметив, что стрелки врага довольно далеко отделились от своих колонн, двинул в цепь остальные два взвода охотников и, сблизив роту егерей, приказал бить в барабан первое колено егерского похода.

С первым же звуком этого желанного боя охотники кинулись на врага, и закипела штыковая молодецкая русская работа; минуты через четыре французики опрометью неслись уже назад. . .

” Так действовали суворовские чудо-богатыри на полях Ев­ропы, под суровыми стенами Измаила, на снежных вершинах Альп. И слава русской пули присоединилась к славе русского штыка.

Именно на это обстоятельство было обращено самое пристальное внимание и в Красной Армии как в предвоенный период, так и во время Великой Отечественной войны.

Опыт войны гласит, что еще до настоящего времени штыковой бой и, во всяком случае, готовность к нему, еще очень часто являются решающим и заключительным элемен­том атаки. Этот же опыт свидетельствует о значительности потерь в рукопашной схватке как в силу нападения штыка, так и вследствие неумения использовать штык.

Боевой устав пехоты РККА однозначно требовал: “Конечная боевая задача пехоты в наступательном бою – разбить противника в рукопашной схватке”. При этом приоритетная установка для соответствующей боевой подготовки красноармейцев была выражена очень образно: “Надо твердо внушить всем, что во время атаки идут вперед для того, чтобы убивать. Всякий атакующий должен выбрать в рядах противника себе жертву и убить ее.

Ни один человек, попадающийся на пути, не должен быть оставлен без внима­ния, будь это бегущий, идущий, стоящий, сидящий или лежащий. Стреляй и бей каждого так, чтобы он больше никогда не встал! Достигнуть же этого может только тот, кто к этому будет соответствующим образом и постоянно готовиться.

Только сильный, ловкий и хорошо тренированный (до автоматизма) боец, умеющий правильно сочетать дейст­вие огня и штыка (лопаты, кирко-мотыги, топора, ноги, кулака), будет способен сам убивать и побеждать. В противном случае каждого ждет печальная участь – смерть. Те­перь нет никакого сомнения в том, что во многих атаках, а в ночных – обязательно, наши противники будут искать победы в штыковом ударе, а потому мы обязаны уметь про­тивостоять этому удару своим более сокрушительным ударом”.

Красноармейцев учили, что их штык – оружие наступательное, а сущность штыкового боя трактовалась следующим образом: “Опыт войны показал, что многие бойцы были убиты или ранены только вследствие неумения соответствующим образом использовать свое оружие, особенно штык. Штыковой бой является решающим фактором всякой атаки. Ему до последней возможности должна предшествовать стрельба. Штык есть главное оружие ночного боя”. Красноармейцев учили, что в рукопашном бою отступающего противника следует теснить штыком и ручными гранатами до самой линии, указанной в приказе; бегущего же преследовать быстрым, метким и спокойным огнем. Стойкий красноармеец, никогда не теряющий наступательного духа, станет хозяином боевой обстановки, всего поля боя.

В советских воинах воспитывалась уверенность, что умение владеть оружием даст солдату не только чувство личного превосходства в борьбе, но и необходимое для боя спо­койствие. “Только такой солдат сможет сражаться с полным подъемом духа и не будет в ожидании решительной минуты боя нервничать а, несмотря ни на какие препятствия, пойдет вперед и победит”. На занятиях по боевой подготовке подчеркивалось, что полная уверенность бойца в своем оружии может быть достигнута только путем постоянной и систематической тренировки.

Советские военачальники не без оснований считали, что полчаса ежедневной практики в нанесении различных ударов, а также в действии штыком в условиях, близ­ких к настоящему бою, в состоянии сделать все действия красноармейца штыком автоматическими.

Таким образом, становится очевидным, что рукопашный бой является весьма важным средством воспитания необходимых в бою морально-волевых качеств солдат, сержантов и офицеров. ИсторияРоссияДлиннопост

Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Цитата(Михаил Преснухин @ 28.9.2008, 2:07).

Суворов постоянно учил свои войска штыковому бою, и не только в рассыпном строю, но и в сомкнутом, когда сплошной фронт подразделения должен был проходить сквозь линию “чучел”, поражая их штыками и прикладами. Михаил, а с “чучелами” это где и когда было? В смысле, есть ли еще свидетельства кроме Гильоманш-Дюбокажа?

Цитатапопытки возродить в нашей армии “Суворовский дух” – ударную тактику, рассыпной строй и штыковой бой,Насчет особой “сувороскости” рассыпного строя не согласился бы, мы тут эту тему как-то обсуждали уже в ветке про егерей в связи со статьей Олега Леонова о екатерининских егереях в “Воине”.Насчет штыкового боя – опять таки думается прав Олег же: “Приведенный пример не дает никаких оснований говорить даже о зачатках какой-то системы штыкового боя. Налицо только один простой и эффективный удар. Так что о какой-либо системе говорить не приходится.” (С.63). Главная заслуга Александра Васильевича в области обучения войск, как мы знаем, была в том что он первый привел ее в реализовывашуюся на практике систему, где во главе угла стояла отработка до автоматизма именно тех навыков и умений, что требовались солдату и подразделению в реальном бою той эпохи. Соответственно из всех действий холодным оружием необходимым признавалось знать лишь этот простой удар, по сути крайнее средство самообороны, сравните с приведенными в цитированной выше статье системами посленаполеоновского времени. Вопрос в том, в какой ситуации суворовские солдаты массово его использовали. Ответ: штурмы (Измаил, Прага), особенности местности, где происходило сражение (Кинбурн). Может быть ввиду, особенностей подобного же свойства, были эпизоды столкновений отдельных подразделений во время Итало-Швейцарской кампании, но навскидку как-то вспомнить не могу. То есть отличительной чертой суворовской тактики (или духа, если угодно) следует считать не “штыковой бой” в смысле “боя на штыках”, но то, что во главу угла ставился “шок”, тот самый удар, решительное движение на противника, которому войска обучались целенаправленно и интенсивно еще в мирное время, привычка и навык к которому отрабатывались до автоматизма посредством специальной системы (“Наука побеждать” – “сквозная атака”). А целью и итогом такого движения было, как мы знаем, не сойтись с противником для драки, но опрокинуть его и вынудить в беспорядке покинуть свое место на поле сражения.

Да, Михаил, Попадичев-то в цитируемом Олегом и вами фрагменте наносил свой удар как раз таки при штурме укрепления, судя по тексту Сообщение отредактировал Алоиз – 11.2.2010, 10:31

Page 2

Цитата(Михаил Преснухин @ 4.10.2008, 4:02).

Судя по послужным спискам и докторским свидетельствам подавляющее большинство ранений, после которых солдат выжил и остался в строю, приходилось на конечности, меньшее количество на голову, т. е. лицевую часть и касательные ранения черепной коробки, ещё меньше на грудную клетку, и совсем редко на живот или тазо-паховую область.

Чем крупнее «снаряд» попадающий в солдата, тем меньше у него шансов выжить даже от ранения в конечность, поэтому поражающая способность артиллерийских снарядов (ядер, осколков гранат, картечи или шрапнели) несравненно выше ружейных пуль. Эта аксиома не требует доказательства.

никакая аксиома не требует доказательстводнако есть сомнения, что ЭТО аксиомаособенно с эпитетом “несравненно выше”во-первых, большинство огнестрельных ранений в конечности лечится одним способом – ампутацией.я согласен, что пуля может пройти через мягкие ткани, не задев кость, но вероятность такого исхода меньше. Пулевые же ранения в корпус и в голову как правило смертельны.спорить с тем, что артиллерийское ядро в целом более смертельный снаряд, чем пуля – толку нет, это как раз и есть очевидноно в разрезе сражения с учетом количества пушек и количества ружей, количества выпущенных патроном и ядер, пропорция несколько изменится, но не кардинальноименно поэтому я и пишу о 60-70% от ружейного огня, а не беру сразу крайнюю цифру.

Цитата(Михаил Преснухин @ 4.10.2008, 4:02)

Но остаётся ещё один вопрос – какова смертность в штыковом бою? Не от штыковых ран, но именно от штыкового боя, как явления или процесса. Одно можно сказать определённо в горячке рукопашного боя и умелый профессиональный боец и рекрут всегда будут стараться убить своего противника, а не просто вывести того из строя.

И если неумеха или новичок будет наносить удар за ударом, то профи – свалит одним точным ударом и добьёт контрольным. То, что добивали даже раненых и поверженных на землю, это тоже факт. То есть, смертность в рукопашном бою могла доходить до 50%, либо победил ты, либо победили тебя.

Я склоняюсь именно к такому положению, ведь не даром Суворов выбрал «оружием массового уничтожения» именно штык. Хотя всё это, конечно же, опять таки условно, но можно принять, что в наполеоновскую эпоху на одного раненого штыком приходился один убитый.

слишком много “фактов” не подтвержденных даже логикойумелый профессиональный боец и рекрут всегда будут стараться убить своего противника, а не просто вывести того из строя. – с точностью до наоборотне нужно убивать человека, если он уже выведен из строяпрофи – свалит одним точным ударом и добьёт контрольным – профессиональные киллеры в армии служили что ли? ))))) и о каких “профи” речь? профессиональный солдат – тот, кто быстро ружье заряжает. А штыком орудовать никого не учили, да и практики особой не было. Откуда взяться “профи”?

смертность в рукопашном бою могла доходить до 50%

– ни на чем не основанное утверждение.

то есть вообще ни на чем, ни на цифрах, ни на логике.


Page 3

Набросим:

ЦитатаМежду офицерами шел оживленный разговор о последней новости, смерти генерала Слепцова. В этой смерти никто не видел того важнейшего в этой жизни момента — окончания ее и возвращения к тому источнику, из которого она вышла, а виделось только молодечество лихого офицера, бросившегося с шашкой на горцев и отчаянно рубившего их. Хотя все, в особенности побывавшие в делах офицеры, знали и могли знать, что на войне тогда на Кавказе, да и никогда нигде не бывает той рубки врукопашную шашками, которая всегда предполагается и описывается (а если и бывает такая рукопашная шашками и штыками, то рубят и колют всегда только бегущих), эта фикция рукопашной признавалась офицерами и придавала им ту спокойную гордость и веселость, с которой они, одни в молодецких, другие, напротив, в самых скромных позах, сидели на барабанах, курили, пили и шутили, не заботясь о смерти, которая, так же как и Слепцова, могла всякую минуту постигнуть каждого из них.

Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат


Page 4

Помощник.

Источники:

Ссылка на основную публикацию