Что такое политическая модернизация в условиях современного общества?

Политическая модернизация – это неотъемлемый процесс в современной политической жизни многих стран, суть которой состоит в прогрессивном развитии. Существует несколько характерных признаков этого явления, которые присутствуют во всех сферах человеческого общества. Прежде всего, в экономическом плане чертой этого явления является изменение способа производства и укладов хозяйства таким образом, чтобы оно соответствовало современной рыночной системе открытого типа, где господствующую роль играет частный сектор.

Что касается социальной сферы, здесь политическая модернизация проявляется в формировании равновесной социальной стратификации, а также достижении массового потребления путем развития полноценного гражданского социума. В качестве результата социально-политического взаимодействия называют формирование социального общества.

Если рассматривать культурную и духовную области человеческого сознания, здесь признаками модернизации является популяризация грамотности среди населения, распространение либеральных ценностей и множественность гуманитарных направлений в науке. Начинает формироваться тип автономной и свободной личности, у которой может быть множество пристрастий и направлений деятельности, не обусловленных государственными требованиями и общественным мнением.

Политическая модернизация проявляется в виде процесса, основанного на регулярных изменениях, которые начинаются в развитых странах и распространяются на периферийные государства. В структуре обществ, которые становятся участниками этого процесса, существуют определенные институты, выступающие в роли каналов политических и социальных изменений. Среди них называют:

1. Систему формального образования, ориентирующую субъект не на жизнь в местном семейном или этническом коллективе, а на существование в мировой системе. 2. Работа на индустриальных производствах современного типа.

3. Жизнь в городе, соответствующем новейшим стандартам.

Политическая модернизация отображает проблемы, связанные с развитием стран в переходных условиях. В настоящее время этот процесс характеризуется возрастанием способности политической системы приспосабливаться к новым примерам социальных целей и возможностью создавать новые институты, которые призваны будут обеспечить развитие новой общественной системы. Данная ситуация обуславливается как объективными (культурными и экономическими), так и субъективными (возможность руководства осуществить подобные изменения) факторами.

Что касается Российской Федерации, заметим, что политическая система этой страны всегда отличалась определенными особенностями. В частности, основной из них является главенствующая роль государства во всех сферах общественной жизни.

Как отмечают исследователи, политическая модернизация в современной России носит амбивалентный характер: действия государства осуществляются как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Признаками первой тенденции является расширение внедрения социальных групп в политическую жизнь, ослабление политической элиты и утрата ею легитимности. Что касается второго, обратного направления, оно характеризуется формой осуществления всех модернизирующих процессов. Так, методы действия государственной элиты остаются авторитарными, потому они позволяют принимать решения только в одностороннем порядке. Также прогрессивному развитию препятствует политический режим, где сочетаются признаки демократической и авторитарной власти.

Политическая модернизация в истории имела несколько типов своего развития: 1. Оригинальный, который был свойственен США и странам Западной Европы и отличался переходом к рациональному устройству вследствие внутреннего развития.

2. Вторичный, присущий странам, стремившимся «догнать» более успешные государства путем использования их опыта.

Политическая модернизация – это неотъемлемый процесс в современной политической жизни многих стран, суть которой состоит в прогрессивном развитии. Существует несколько характерных признаков этого явления, которые присутствуют во всех сферах человеческого общества. Прежде всего, в экономическом плане чертой этого явления является изменение способа производства и укладов хозяйства таким образом, чтобы оно соответствовало современной рыночной системе открытого типа, где господствующую роль играет частный сектор.

Что касается социальной сферы, здесь политическая модернизация проявляется в формировании равновесной социальной стратификации, а также достижении массового потребления путем развития полноценного гражданского социума. В качестве результата социально-политического взаимодействия называют формирование социального общества.

Если рассматривать культурную и духовную области человеческого сознания, здесь признаками модернизации является популяризация грамотности среди населения, распространение либеральных ценностей и множественность гуманитарных направлений в науке. Начинает формироваться тип автономной и свободной личности, у которой может быть множество пристрастий и направлений деятельности, не обусловленных государственными требованиями и общественным мнением.

Политическая модернизация проявляется в виде процесса, основанного на регулярных изменениях, которые начинаются в развитых странах и распространяются на периферийные государства. В структуре обществ, которые становятся участниками этого процесса, существуют определенные институты, выступающие в роли каналов политических и социальных изменений. Среди них называют:

1. Систему формального образования, ориентирующую субъект не на жизнь в местном семейном или этническом коллективе, а на существование в мировой системе. 2. Работа на индустриальных производствах современного типа.

3. Жизнь в городе, соответствующем новейшим стандартам.

Политическая модернизация отображает проблемы, связанные с развитием стран в переходных условиях. В настоящее время этот процесс характеризуется возрастанием способности политической системы приспосабливаться к новым примерам социальных целей и возможностью создавать новые институты, которые призваны будут обеспечить развитие новой общественной системы. Данная ситуация обуславливается как объективными (культурными и экономическими), так и субъективными (возможность руководства осуществить подобные изменения) факторами.

Что касается Российской Федерации, заметим, что политическая система этой страны всегда отличалась определенными особенностями. В частности, основной из них является главенствующая роль государства во всех сферах общественной жизни.

Как отмечают исследователи, политическая модернизация в современной России носит амбивалентный характер: действия государства осуществляются как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Признаками первой тенденции является расширение внедрения социальных групп в политическую жизнь, ослабление политической элиты и утрата ею легитимности. Что касается второго, обратного направления, оно характеризуется формой осуществления всех модернизирующих процессов. Так, методы действия государственной элиты остаются авторитарными, потому они позволяют принимать решения только в одностороннем порядке. Также прогрессивному развитию препятствует политический режим, где сочетаются признаки демократической и авторитарной власти.

Политическая модернизация в истории имела несколько типов своего развития: 1. Оригинальный, который был свойственен США и странам Западной Европы и отличался переходом к рациональному устройству вследствие внутреннего развития.

2. Вторичный, присущий странам, стремившимся «догнать» более успешные государства путем использования их опыта.

Новости и общество 21 ноября 2012Политическая модернизация – это неотъемлемый процесс в современной политической жизни многих стран, суть которой состоит в прогрессивном развитии. Существует несколько характерных признаков этого явления, которые присутствуют во всех сферах человеческого общества. Прежде всего, в экономическом плане чертой этого явления является изменение способа производства и укладов хозяйства таким образом, чтобы оно соответствовало современной рыночной системе открытого типа, где господствующую роль играет частный сектор.

Что касается социальной сферы, здесь политическая модернизация проявляется в формировании равновесной социальной стратификации, а также достижении массового потребления путем развития полноценного гражданского социума. В качестве результата социально-политического взаимодействия называют формирование социального общества.

Если рассматривать культурную и духовную области человеческого сознания, здесь признаками модернизации является популяризация грамотности среди населения, распространение либеральных ценностей и множественность гуманитарных направлений в науке. Начинает формироваться тип автономной и свободной личности, у которой может быть множество пристрастий и направлений деятельности, не обусловленных государственными требованиями и общественным мнением.

Политическая модернизация проявляется в виде процесса, основанного на регулярных изменениях, которые начинаются в развитых странах и распространяются на периферийные государства. В структуре обществ, которые становятся участниками этого процесса, существуют определенные институты, выступающие в роли каналов политических и социальных изменений. Среди них называют:

1. Систему формального образования, ориентирующую субъект не на жизнь в местном семейном или этническом коллективе, а на существование в мировой системе. 2. Работа на индустриальных производствах современного типа.

3. Жизнь в городе, соответствующем новейшим стандартам.

Политическая модернизация отображает проблемы, связанные с развитием стран в переходных условиях. В настоящее время этот процесс характеризуется возрастанием способности политической системы приспосабливаться к новым примерам социальных целей и возможностью создавать новые институты, которые призваны будут обеспечить развитие новой общественной системы. Данная ситуация обуславливается как объективными (культурными и экономическими), так и субъективными (возможность руководства осуществить подобные изменения) факторами.

Что касается Российской Федерации, заметим, что политическая система этой страны всегда отличалась определенными особенностями. В частности, основной из них является главенствующая роль государства во всех сферах общественной жизни.

Как отмечают исследователи, политическая модернизация в современной России носит амбивалентный характер: действия государства осуществляются как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении. Признаками первой тенденции является расширение внедрения социальных групп в политическую жизнь, ослабление политической элиты и утрата ею легитимности. Что касается второго, обратного направления, оно характеризуется формой осуществления всех модернизирующих процессов.

Так, методы действия государственной элиты остаются авторитарными, потому они позволяют принимать решения только в одностороннем порядке. Также прогрессивному развитию препятствует политический режим, где сочетаются признаки демократической и авторитарной власти.

Политическая модернизация в истории имела несколько типов своего развития: 1. Оригинальный, который был свойственен США и странам Западной Европы и отличался переходом к рациональному устройству вследствие внутреннего развития.

2. Вторичный, присущий странам, стремившимся «догнать» более успешные государства путем использования их опыта. Источник: fb.ru

ПЛАН 1.Развитие теорий политической модернизации.
2.Сущность политической модернизации. Кризисы политического развития.
3.Современный этап социально-политического развития России.
Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции; трансформация тоталитарных режимов осуществляется в странах Восточной Европы, России. С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений. Цель лекции заключается в том, чтобы опираясь на теоретическую базу западных политологических школ, исследования представителей отечественной политической мысли, а) раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности, б) проанализировать содержание современного этапа социально-политического развития России. Осмысление теории и накопленного опыта модернизации позволяет соотнести проблемы нашей страны с общим направлением цивилизационного процесса, найти стержневой момент в анализе и прогнозировании процесса демократизации общества. 1. Понятие «модернизация» используется в западной социологии для характеристики как социально-экономического, так и в целом общественного развития. Необходимо учитывать, что термин модернизация собирательный: он отражает, во-первых, различные ступени развития современного индустриального общества, начиная с эпохи первой промышленной революции; во-вторых, процесс превращения развивающихся стран из традиционных (или аграрных) в промышленно развитые. Возникновение концепций политической модернизации относится к 50-м годам, когда встала проблема разработки политики Запада по отношению к развивающимся странам. Ее основой послужила теория модернизации, которая определила: а) направление развития: от традиционного общества к рациональному; б) пути реализации этого направления: научно-технический прогресс, социально-структурные изменения, преобразования нормативных и ценностных систем. Была создана общая модель глобального процесса цивилизации. Наиболее известными представителями теорий политической модернизации являются Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон, Д.Дарендорф, Р.Даль. Выделяя стержневое направление в рамках общей модели глобального процесса, теория модернизации учитывает специфику его проявления в различных социально-политических условиях. Эта дифференциация нашла отражение в обосновании двух типов модернизации: оригинальная модернизация – она присуща странам, которые совершают переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов; вторичная (отраженная) – она свойственна странам, которые отстали в своем развитии и совершают «осовременивание» вдогонку. Следует учитывать, что не существует единой теории модернизации, но при всем разнообразии подходов характерно то, что мера отсталости страны, региона определяются отклонением от «нормы развития». Причем, в качестве этой нормы принимаются черты общественной жизни, отражающие западные ценности. Закономерно встает вопрос, как традиционному обществу достичь современного уровня развития. Первоначально модернизация по существу сводилась к идее заимствования отсталыми странами Азии, Африки, Латинской Америки передовой технологии и способов и способов социальной организации у более развитых стран. Условием «осовременивания» выступало непосредственное влияние контактов с уже существующими центрами индустриально-рыночной культуры. Каковы границы этого влияния? Был распространен подход к модернизации как к всемирному процессу вытеснения традиционных форм универсальными формами современности, что, по существу, означало отождествление модернизации с «американизацией», «европеизацией». Процесс демократизации практически приравнивался к привнесению в жизнь общества уже сложившихся и функционирующих в развитых странах политических институтов и ценностей. Однако реальность оказалась значительно сложнее тех подходов, которые были сформулированы в 50-е годы. Учитывая многообразие уровней социально-экономического развития, специфику внутриполитических факторов, в конце 60-х годов, а затем и в последующие годы исследователи, во-первых, расширили географию изучения объектов модернизации (в последнее время в центре внимания находятся политические процессы постсоциалистического мира), во-вторых, сместили акцент на изучение проблем объективной обусловленности кризисов политических изменений, путей и форм их преодоления, в-третьих, политические процессы стали исследоваться с учетом их национального, культурного контекста. Опыт некоторых стран показал, что модернизация возможна не при ослаблении, а даже при усилении традиционной модели культуры. Отсутствие опоры на национальные традиции стало признаваться тормозом экономического развития. И, наконец, осмысление реальной противоречивости, а порою и непоследовательности преобразований, факторов, влияющих на столкновение традиционных и модернизированных норм, выдвинули проблему роли господствующей в обществе политической элиты. В наши дни теория модернизации служит обоснованием характера и направлений политических изменений в посттоталитарном мире. Центральной проблемой теории политической модернизации является анализ политических систем переходного периода. Обращение к теории политической модернизации в нашей стране вызвано потребностью осмыслить всю совокупность факторов, определяющих специфику переходного состояния современной России. Итак, в работе над первым вопросом необходимо обратить внимание на то, что теорию модернизации следует рассматривать в контексте социально-экономического, политического развития мирового сообщества. В разработке теории важную роль играет отказ от восприятия модернизации как механического заимствования универсальных стандартов без учета традиционной модели культуры. (к содержанию) В определениях политической модернизации, как правило, акцент делается на следующем:

  • речь идет о способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий,
  • эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога,
  • реальность диалога обеспечивается созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.
ЭТАПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Этапы переходного периода от авторитаризма к демократии Содержание этапов
Кризис авторитарного режима и его либерализация Расширение индивидуальных и коллективных политических прав при сохранении в политической системе авторитарных структур
Установление демократии Качественное изменение в политической системе, состоящее в формировании демократических политических институтов и структур, взаимодействующих на основе демократических процедур. Этот процесс включает в себя: а) формирование конкурентной партийной системы,

б) институализация демократических механизмов государственной власти.

Консолидация демократии Период адаптации общества к новому политическому механизму, новой модели регулирования конфликтов.

Среди закономерностей переходного периода отмечается прежде всего в качестве исходного уровня – вызревание внутреннего кризиса авторитаризма, который охватывает государственные институты и порядок их функционирования, а также политическую элиту. Происходит снижение легитимности режима не только на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть элиты считает неизбежным приспособление режима к меняющейся реальности. Переходный период развивается тогда, когда в элите берут верх сторонники данной позиции, которые и начинают либерализацию. Стержневой проблемой данного периода, решение которой обеспечивает переход к демократии, выступает формирование гражданского мира. «Это понятие означает… отсутствие вооруженной конфронтации и других острых форм социального конфликта, способных дезорганизовать общественную жизнь, поддержание стабильности и согласия на уровне, приемлемом для становления и консолидации демократии» (Свободная мысль. 1994. № 12-18. С.106). Он достигается, если все социальные группы, политические силы способны реализовать требования «трех консенсусов»:

  1. обеспечить согласие относительно прошлого,
  2. все политические силы определяют «правила игры» в новой политической ситуации,
  3. модель общественного переустройства, программа ее достижения должна быть принята большинством общества.

Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений (сложилась или нет рыночная экономика до начала политических преобразований); одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания. Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема: – идти ли путем копирования каких-либо моделей развития и акцент делать на перенесение в данную социально-политическую ситуацию уже имеющихся образцов, – создавать оптимальный вариант политической системы, адекватный всему комплексу конкретных условий данного общества?

И теория политической модернизации, и практика дают на этот вопрос неоднозначные ответы. Наряду с противоречием, связанным с конфронтацией универсальных стандартов и традиционных ценностей, в процессе модернизации проявляется противоречие между многообразием социально-политических интересов, сформировавшихся в обществе, и возможностями политической системы принимать эффективные решения. Эти противоречия пронизывают все сферы общественной жизни, влияют на формирование политических интересов и способы их взаимодействия. Знание противоречий модернизации позволяет выработать оптимальный вариант политической позиции, ослабляющей проявление типичных для переходного состояния кризисов. Чтобы осмыслить содержание и взаимосвязь кризисов политического развития, целесообразно поставить такие вопросы: «Как правящая элита реагирует на возросшую политическую активность различных социальных групп? Достигнуто ли в стране согласие относительно методов политической власти? Способно ли государственное управление эффективно воздействовать на общество?» Необходимо учитывать, что в период модернизации приходят в движение различные социальные группы, стремящиеся оформить свои политические интересы и получить доступ к принятию решений. Правящая элита может избрать один из вариантов действия: подавление путем насилия, юридическое признание оппозиции, не только формальное признание оппозиции, но и сотрудничество с ней. Кризис участия возникает в той ситуации, когда правящая элита препятствует политической активности групп, стремящихся получить доступ к власти. Одним из ключевых показателей эффективности и результативности политической системы является легитимность. Напомним, что это понятие означает признание обществом правомерности официальной власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры порождает такую ситуацию, что не все группы получают доступ к сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять конфликтную форму, выливающуюся в кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти. Мозаичная картина модернизируемого общества отражается во взаимосвязи следующих процессов: разрыв между экономическими отношениями и становлением политической системы; разрыв между системой ценностей, на которых основывалась легитимность власти, и изменениями, приводящими общественные отношения в противоречия с этими ценностями; растущая неудовлетворенность, вызванная несоответствием между ожидаемыми благами и реальными последствиями правительственных решений. В контексте этих процессов естественно возникает вопрос, насколько действенно государственное управление. Для обозначения ослабления способности государства проводить свою политику используется понятие кризис регулирования конфликтов, или кризис проникновения. Наличие противоречий, проявляющихся в развитии современного российского общества, широкая сфера распространения социальных конфликтов являются основой для проявления типичных для модернизации кризисов. Особую актуальность приобретает в наши дни изучение факторов, способствующих или нейтрализующих возможность социального взрыва. Теория политической модернизации, разработка конфликтологии переходного периода должна стать теоретической базой для формирующейся политической элиты России в проведении конструктивной политики. Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов. (к содержанию) 3. В последние годы объектом исследования как зарубежных, так и отечественных теоретиков становятся социально-политические процессы стран Восточной Европы и бывшего СССР. Отечественная политическая мысль стремиться дать ответ на вопросы, поставленные российской реальностью. Процесс модернизации в России рассматривается как способ возвращения страны в русло естественноисторического развития. Поскольку модернизация, выводя общество на новый уровень, призвана включить Россию в общецивилизационный процесс, то закономерно возникают вопросы: «В каком качестве страна интегрирует в общую модель развития? Будем ли мы вписываться в современный мир на равных условиях или выполнять по отношению к Западу зависимую роль?» Ответ на эти вопросы будет определяться результатом модернизационных изменений в обществе. Их содержание зависит, во-первых, от выбора мобилизационной модели развития, во-вторых, от соответствия этой модели культурным, историческим факторам развития российского общества. Своеобразие и сложность ситуации в России определяется тем, что:

  1. происходит не только смена режимов, но и смена общественного строя,
  2. политическая демократизация началась до того, как сложились элементы современного рынка,
  3. реализация ключевых задач модернизации проходит при одновременном решении двух проблем: изменении старой политической системы и проведении экономической реформы, призванной обеспечить переход к рыночной экономике,
  4. отсутствие экономических коней у демократических институтов затрудняет процесс формирования стабильной политической системы,
  5. выбран путь быстрой, радикальной модернизации,
  6. правящая элита ориентируется на либерально-американский тип рынка, не вписывающийся в социальную реальность и традиции России.

Оценка социально-политических последствий проводимых преобразований вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Резкая дифференциация прослеживается как в социально-экономической, так и политической сфере. «В целом современная Россия предстает внутренне расколотой страной. Острая политическая борьба развертывается вокруг принципиальных вопросов общественного устройства: конституционного процесса, приватизации, соотношения интересов центра и регионов, места и роли России в современном мире» (Свободная мысль. 1994. № 12-18. С.115). Трудности в осуществлении преобразований усиливаются отсутствием мощной политической силы общенационального масштаба, способной обеспечить стабильность и согласие в обществе. Известно, что природа переломных моментов двойственна, противоречива. Наряду с проявляющимися чертами демократизации на современном этапе России имеются все признаки авторитарной власти. Ситуация осложняется тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике, демократический тип политической системы. А поскольку в России не сложился ни один тип из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса. России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований. (к содержанию)

Источники:

Ссылка на основную публикацию