Основной ролью государства является обеспечение нормального социально-экономического развития страны.
По сути, оно представляет собой организованную форму управления общественными процессами, осуществляемую как госорганами, так и гражданскими объединениями. Из этих положений можно вывести значение системы, отвечающей за отношения между государством и человеком.
Политическая система, определение которой выражается совокупностью государственных органов, различных общественных образований и граждан, принимающих участие в регулировании социальных процессов, является способом такого взаимодействия. Существует ещё несколько дефиниций политической системы. Данное понятие можно определить как структуру государственных и общественных социальных институтов, играющих определенные роли в политическом процессе. Также эту систему нужно понимать как взаимодействие государственных органов, общественных объединений и демократических институтов в едином политическом пространстве.
Государство в политической системе общества находится в особом положении, обусловленном его суверенитетом, то есть господством по отношению к другим источникам власти. Государственные акты превалируют над любыми предписаниями общественных объединений и защищаются мощной правоохранительной системой. Государство представляет не локальные желания отдельных групп населения, а общенародные интересы. Оно монополизирует правотворчество.
Степень вовлечённости государства в общественные процессы страны во многом определяет политическую культуру, которая характеризует целостность этноса в области публичной власти. Она создается из традиционных ценностей и убеждений субъектов политического процесса. Существуют различные типологии политических культур.
Однако особенную известность приобрела классификация, выдвинутая С. Вербой и Г. Алмондом в научной работе “Гражданская культура”, которая была опубликована в 1963 году.
Последние два типа представляют собой крайние состояния гражданского самосознания. При парохиальном характере культуры политическая заинтересованность населения крайне мала, знания скудны. Тогда как в партиципаторном обществе гражданская активность массова, актуальность политической жизни в такой ноосфере для обывателя высока. Подданническая политическая культура занимает промежуточное положение между этими полярными состояниями социума и отличается сильно ориентированным обществом в отношении к институтам власти.
На практике данные виды взаимодействуют и смешиваются. Авторы отмечают, что с точки зрения интересов стабильности социально-политического режима, наиболее позитивной является подданническая политическая культура. К таковой форме общественного сознания можно отнести и Россию. Симптоматическая картина гражданских настроений нашей страны говорит в пользу такого диагноза. Характерной чертой этого состояния общества является ярко выраженная ориентация на политическую систему с крайне низким проявлением участия в таковой. Отсутствие развитого гражданского общества служит основным доказательством того, что подданническая политическая культура не эволюционирует в другие типы.
Для преодоления этой застойной политической ситуации, в которой оказался российский гражданин, для начала нужно забыть атавизмы советского периода путём расчищения простора для частных инициатив и творческого потенциала. А пока остаётся возлагать надежды на те слабые ростки нового гражданского общества, которые пробиваются сквозь асфальт исторической наследственности.
В зависимости от специфики ориентации и степени участия в политической жизни выделялись три основных типа политических культур: 1. «Патриархальная политическая культура». На примере афри-канских племен или местных автономных общин авторы показывают, что в них не существует специализированных политических ролей, политиче¬ская ориентация на племенных вождей не отделена от религиозных, социально-экономических и иных ориентаций.
Представлений относительно политической системы (которой нет) и, соответственно, установок в отношении к ней просто не существует. 2. «Подданническая политическая культура».
Специализированные политические институты уже существуют, и на них ориентируются члены общества, проявляя при этом различные чувства: гордость, неприязнь, воспринимая их как законные или как незаконные. Но отношение к политической системе носит пассивный характер без стремления изме¬нить что-либо своими силами или участвовать в процессе принятия политических решений, влиять на них. Этот тип культуры характеризуется низкой политической активностью субъектов.
3. «Активистская политическая культура», или «политическая культура участия». Члены общества не только формируют свои требования политического характера, но и являются активными участниками политической системы в целом.
Американские авторы отмечают, что в реальной политической жизни эти типы в чистом виде не существуют. Взаимодействуя между собой, они образуют смешанные формы с доминированием того или иного компонента. Наряду с выделенными чистыми типами были предложены три типа смешанных политических культур: патриархально-подданическая, подданически-активистская, патриархально-активистская.
Патриархально-подданическая – большая часть населения как бы не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остается пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры характерен, к примеру, для средневековой Европы. Подданически-активистская политическая культура предполагает, что подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются на по¬литическое поведение.
Вместе с тем, одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего, а другая воспринимает существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них не зависимое и стремится оказать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов. Патриархально-активистская – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества сосуществуют традиционно-патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран.
Существует и другая известная классификация политической культуры, данная Д. Каванахом. В ее основе– распределение политических ориентации.
Выделяются:1) гомогенная (однородная) политическая культура, которая характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Примером могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т. е.
консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе;2) фрагментарная политическая культура, которая отличается кон-фликтной оппозиционностью различных субкультур. Она характерна, например, для Италии, Франции, России, где граждане имеют различные убеждения, проявляющиеся в отношении к важнейшим вопросам политической жизни и политического устройства. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам.
б) субкультуры, каждая из которых есть совокупность политиче¬ских ориентаций и моделей политического поведения, характерна для определенных социальных групп и регионов и отличается от доминирующей в обществе (социально-классовые, национально-этнические, ре¬лигиозные, региональные и т.д.).
Основной ролью государства является обеспечение нормального социально-экономического развития страны.
По сути, оно представляет собой организованную форму управления общественными процессами, осуществляемую как госорганами, так и гражданскими объединениями. Из этих положений можно вывести значение системы, отвечающей за отношения между государством и человеком.
Политическая система, определение которой выражается совокупностью государственных органов, различных общественных образований и граждан, принимающих участие в регулировании социальных процессов, является способом такого взаимодействия. Существует ещё несколько дефиниций политической системы. Данное понятие можно определить как структуру государственных и общественных социальных институтов, играющих определенные роли в политическом процессе. Также эту систему нужно понимать как взаимодействие государственных органов, общественных объединений и демократических институтов в едином политическом пространстве.
Государство в политической системе общества находится в особом положении, обусловленном его суверенитетом, то есть господством по отношению к другим источникам власти. Государственные акты превалируют над любыми предписаниями общественных объединений и защищаются мощной правоохранительной системой. Государство представляет не локальные желания отдельных групп населения, а общенародные интересы. Оно монополизирует правотворчество.
Степень вовлечённости государства в общественные процессы страны во многом определяет политическую культуру, которая характеризует целостность этноса в области публичной власти. Она создается из традиционных ценностей и убеждений субъектов политического процесса. Существуют различные типологии политических культур.
Однако особенную известность приобрела классификация, выдвинутая С. Вербой и Г. Алмондом в научной работе “Гражданская культура”, которая была опубликована в 1963 году.
Последние два типа представляют собой крайние состояния гражданского самосознания. При парохиальном характере культуры политическая заинтересованность населения крайне мала, знания скудны. Тогда как в партиципаторном обществе гражданская активность массова, актуальность политической жизни в такой ноосфере для обывателя высока. Подданническая политическая культура занимает промежуточное положение между этими полярными состояниями социума и отличается сильно ориентированным обществом в отношении к институтам власти.
На практике данные виды взаимодействуют и смешиваются. Авторы отмечают, что с точки зрения интересов стабильности социально-политического режима, наиболее позитивной является подданническая политическая культура. К таковой форме общественного сознания можно отнести и Россию. Симптоматическая картина гражданских настроений нашей страны говорит в пользу такого диагноза. Характерной чертой этого состояния общества является ярко выраженная ориентация на политическую систему с крайне низким проявлением участия в таковой. Отсутствие развитого гражданского общества служит основным доказательством того, что подданническая политическая культура не эволюционирует в другие типы.
Для преодоления этой застойной политической ситуации, в которой оказался российский гражданин, для начала нужно забыть атавизмы советского периода путём расчищения простора для частных инициатив и творческого потенциала. А пока остаётся возлагать надежды на те слабые ростки нового гражданского общества, которые пробиваются сквозь асфальт исторической наследственности.
В современной политологии существует множество моделей типологизации политической культуры. . А) В 1963 г.
Г. Алмонд и С. Верба в своей книге «Гражданская культура» обобщили результаты своих исследований.
1) Патриархальная (традиционная, приходская политическая культура). Характерна для политически неразвитых обществ. Социальные роли в таких обществах еще не распределены между субъектами. Люди не имеют четких политических ориентации. Ярче всего проявляются ориентации на местные ценности (клановые, родовые, племенные) – это местный патриотизм, семейственность, групповщина, коррупция. Представления о политической жизни смутны, отношение к ней – безразлично. От политики люди ничего не ожидают. Люди с традиционной ориентацией маловосприимчивы к ценностям мировой политической культуры.
2) Подданническая политическая культура (культура подчинения). Формируется в условиях феодализма, тоталитарного и авторитарного политических режимов. Для подданнической культуры характерна политическая пассивность граждан, их отстраненность от политики. Подданные знают о существовании специализированных политических институтов, способны оценивать их деятельность и ориентироваться в политике, но интерес проявляют лишь к практическим результатам правления политических вождей. Подданные всегда и во всем подчиняются власти из страха перед репрессиями и из тайного ожидания благ за своё «послушание».
3) Активистская (партисипативная) политическая культура (культура участия). Соответствует модернизированному обществу с развитой и дифференцированной политической системой. Граждане проявляют высокую заинтересованность в политике, стремятся активно участвовать в ней, рационально направляя политический процесс в желательное русло при помощи законных средств и инструментов («рационально-активистский» тип отношения к политической системе). Члены общества ориентируются не только на господствующие, но и на альтернативные политические ценности – в этом проявляются плюрализм, толерантность и творческое отношение к политике.
Г. Алмонд и С. Верба предупредили, что выделенные ими «чистые» типы политической культуры в реальности не встречаются. На практике существует смешение черт разных типов, с наслоением более поздних элементов культуры на ранние, также сохраняющиеся в «приглушенном» виде. Во всех пяти обследованных странах Г. Алмонд и С. Верба выявили наличие смешанного типа политической культуры, который они назвали «культурой гражданственности». .
Исследования Г. Алмонда и С. Вербы убедительно доказали, что исходным фактором политики в любой стране является её политическая культура.
Тем самым был создан стимул для развития сравнительной политологии. Однако классификация Алмонда-Вербы – не единственный способ типологизации политических культур. Иные варианты классификаций исходят из других факторов политической реальности.
Б) По степени согласия населения относительно базовых ценностей и форм политического устройства (классификация американского политолога В. Розенбаума).
1) Фрагментированный тип политической культуры характеризуется отсутствием консенсуса граждан в принятии главных политических ценностей, в оценке политических институтов и необходимости их реформирования. Общество фрагментируется социальными разломами (экономическими, этническими, языковыми, религиозными). В итоге политическая жизнь такого общества становится нестабильной, бескомпромиссно-конфликтной, взрывной (страны Африки, Азии, Латинской Америки, частично – Канада, Бельгия, Северная Ирландия).
2) Интегрированный тип политической культуры отличается высокой степенью согласия граждан в вопросе о базовых ценностях, в представлениях об эффективности функционирования политических институтов, о приемлемости тех или иных форм политического участия. В таких странах политическая жизнь стабильна; политические конфликты урегулируются мирным путем, на основе использования отлаженных механизмов; политическая активность граждан носит цивилизованный характер и, как правило, невысока; граждане лояльны к существующей политической системе, терпимы друг к другу и к альтернативным политическим взглядом (США, Англия, страны Скандинавии).
В) По типу взаимоотношений участников политического процесса (классификация российского политолога Э. Я. Баталова).
Э. Я. Баталов противопоставил друг другу два типа политической культуры.
1) Рыночная политическая культура характеризуется проникновением в политику рыночных конкурентных механизмов. Политическая деятельность становится разновидностью бизнеса. Профессиональные политические навыки и умения представляют собой специфический товар, объект купли-продажи на политическом рынке. Средства и способы удовлетворения политических запросов одних групп населения обмениваются на поддержку властных притязаний других групп.
2) Этатистская (государственная) политическая культура имеет своей стержневой основой государство. Граждане, группы интересов, организации ориентированы на поддержку государства и обращаются к нему за разрешением большинства своих проблем. Сильное, четко функционирующее государство обеспечивает социальную справедливость. Государственные формы регулирования жизни общества преобладают над механизмами самоуправления и самоорганизации.
Г) По социальному уровню носителей политической культуры выделяют: 1) Элитарную политическую культуру;
Источники: