Понятие политики

«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. Термин «политика» (от греческого полис – город-государство и прилагательного от него – политикос, т. е.

все, что связано с городом-государством, гражданином и проч. ) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля (384-322 гг. до 1.

э. ) о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

В современной действительности представления о политике самые разнообразные. Определение политики, её сущность являются предметом исторических дискуссий. Некоторые определения политики, данные видными политологами:

  • «Политика – это искусство жить вместе» Платон);

  • -«Политика – есть совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её» (Н. Макиавелли).

  • «Политика – это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (В. И. Ленин);

  • «Политика – это процесс управления « (О. Ренни);

  • «Политика – властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

  • «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государством, будь-то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает» (М. Вебер).

В истории развития политической мысли представления о политике довольно существенно изменялись. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют её как «грязное дело». Последнее характеризует обыденное понимание политики и отражает недостаточно четкие знания широких масс населения. Вместе с тем такой разброс представлений о политике в первую очередь связан со сложностью, многогранностью, богатством проявления этого феномена.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы:

социологический, субстанциональный (выясняющий материю, основу явлений) и системный, а также акцентированные в определениях политики её важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциональные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют её через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

Экономические определения политики. Наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, её потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономность. Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Как показывает опыт реализации этого подхода (СССР) не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношения экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Стратификационные дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп, классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д.Трумэн и др.).

Среди современных теоретиков достаточно распространены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичною права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – её контрактивистские («общественного договора») теории, представленные Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо, Кантом.

Суть этой теории состоит в трактовке политики и, прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.

Субстанциональные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. Наиболее распространенная трактовка – это понимание политики как действий, направленных на власть: её обретение, удержание и использование.

Институциональные дефиниции характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и, прежде всего через важнейший институт – государство. Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (В. И. Ленин).

Антропологические трактовки политики пытаются отразить её более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика – форма общения людей, способ коллективного существования человека. Обоснование антропологического понимания политики дал ещё Аристотель. Он считал, что человек – существо политическое, поскольку он – существо коллективное.

Телеологические трактовки политики рассматривают её как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Политика представляет собой совокупность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из её фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей”» (Т. Парсонс).

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды – остальных областей общества – и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. (Д. Истон, Г. Алмонд).

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия её определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира Термин «политика» (от греческого полис – город-государство и прилагательного от него – политикос, т.е. все, что связано с городом-государством, гражданином и проч.) получил распространение под влиянием трактата Аристотеля (384-322 гг. до 1.э.) о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

В современной действительности представления о политике самые разнообразные. Определение политики, её сущность являются предметом исторических дискуссий. Некоторые определения политики, данные видными политологами:

  • «Политика – это искусство жить вместе» Платон);

  • -«Политика – есть совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удержаться у власти и полезно использовать её» (Н. Макиавелли).

  • «Политика – это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (В. И. Ленин);

  • «Политика – это процесс управления « (О. Ренни);

  • «Политика – властное распределение ценностей внутри общества» (Д. Истон);

  • «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь-то между государством, будь-то внутри государства между группами людей, которое оно в себе заключает» (М. Вебер).

В истории развития политической мысли представления о политике довольно существенно изменялись. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют её как «грязное дело». Последнее характеризует обыденное понимание политики и отражает недостаточно четкие знания широких масс населения. Вместе с тем такой разброс представлений о политике в первую очередь связан со сложностью, многогранностью, богатством проявления этого феномена.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений. Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы:

социологический, субстанциональный (выясняющий материю, основу явлений) и системный, а также акцентированные в определениях политики её важнейшие конституирующие качества и функции в обществе. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциональные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют её через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т.д.

Экономические определения политики. Наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, её потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономность. Определения политики в духе экономического детерминизма подчеркивают лишь один из важнейших источников политики. Как показывает опыт реализации этого подхода (СССР) не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношения экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.

Стратификационные дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп, классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д.Трумэн и др.).

Среди современных теоретиков достаточно распространены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичною права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – её контрактивистские («общественного договора») теории, представленные Спинозой, Гоббсом, Локком, Руссо, Кантом.

Суть этой теории состоит в трактовке политики и, прежде всего государства как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав: на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.

Субстанциональные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. Наиболее распространенная трактовка – это понимание политики как действий, направленных на власть: её обретение, удержание и использование.

Институциональные дефиниции характеризуют политику через организации, институты, в которых воплощается и материализуется власть, и, прежде всего через важнейший институт – государство. Политика предстает в этом случае как «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» (В. И. Ленин).

Антропологические трактовки политики пытаются отразить её более глубокий источник, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения, политика – форма общения людей, способ коллективного существования человека. Обоснование антропологического понимания политики дал ещё Аристотель. Он считал, что человек – существо политическое, поскольку он – существо коллективное.

Телеологические трактовки политики рассматривают её как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. Политика представляет собой совокупность «способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из её фундаментальных функций, а именно эффективного коллективного действия для достижения общих целей”» (Т. Парсонс).

С системной точки зрения политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды – остальных областей общества – и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. (Д. Истон, Г. Алмонд).

Рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия её определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством её содержания, многообразием свойств и общественных функций. Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов по артикуляции (осознанию и представлению) своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Понятие «политика» – одно из древнейших. В современные языки и культу-ры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом: «полис» (город-государство), «политикос» (государственный деятель), «политейя» (конституция). Политика традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социаль-ными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функциони-рование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды. Политика неотделима от психических состояний и свойств человека, модифици-рующихся в процессе взаимодействия с властью. Она формируется и реализуется в определенной институциональной, социокультурной и цивилизационной среде, испытывает воздействие разнообразных факторов. Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне» сферы определенного типа политическое системы. В этом смысле мир политики неизбежен. Политика – многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориента-ции и коммуникационных связей между классами и социальными группами по по-воду власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Общество состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значи-тельной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социаль-ной, политической и духовной. [c.7] Каждая из них имеет свои границы, свою специфику: • производственная сфера обеспечивает материальную инфраструктуру; • социальная сфера охватывает совокупность общностей и устойчивых отноше-ний между ними, обусловленных рядом социокультурных, цивилизационных и формационных факторов; • духовная сфера включает производство идей, знаний, художественных ценно-стей и т.д.; • политическая сфера общества представляет собой совокупность феноменов са-мого разного плана, непосредственно связанных с властью, таких как политиче-ские институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы и т.п. Она призвана обеспечить инфраструктуру государственно-политической организации и интересы всего сообщества. Политическая сфера общества отличается от других сфер тем, что она в опреде-ленном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. В силу этого политическая сфера имеет, осо-бенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствую-щие приоритеты. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами общества, зависит от них, «черпает» в них исходный материал. Роль политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Соответственно, политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью. Особенность политической сферы общества состоит и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Ее основное ядро – политическая организация общества –Относительно постоянно. В то же время, в зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов. В принципе любе социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или становится «политическим». Под политическим понимается все то, что имеет отношение к явлениям, институ-там и отношениям в обществе, за которыми стоят власть и авторитет, существую-щие в обществе для сохранения порядка и решения других важных задач. [c.8] Известный германский юрист К. Шмитт обращал внимание, на то, что политика возникает, формируется прежде всего там, где нарастает степень концентрации интересов, действий, усилий групп людей и их организаций, а также там, где углубляется размежевание, обостряются антагонизмы между людьми и организациями, выражающими их интересы. «Политическое может извлекать свою силу из различных сфер человеческой жизни, из религиозных, экономических, моральных и иных противоположностей; политическое означает степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными, хозяйственными или же мотивами иного рода. Реальное разделение на группы друзей и врагов столь сильно и имеет столь определяющее значение, что такое группирование, отставляет на задний план свои предшествующие критерии и мотивы: «чисто» религиозные, «чисто» хозяйственные «чисто» культурные и оказывается в подчинении у совершенно новых, своеобразных условий и выводов уже политической ситуации. Например, группирование, ориентирующееся на серьезный, военный оборот дел является политическим всегда»1. Политика во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и ци-вилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции – такова и политика в целом.

Содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества.

Ареал политики охватывает все, что связано с власт-ными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того ли иного класса или социально-политического блока и т.д. По сути дела, политика представляет собой регулирование общественных отноше-ний посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. [c.9] Какова будет политика, т.е. в каком направле-нии, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры. В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь лю-дей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интересы. Политика дифференцируется по видам и направлениям. Так, выделяют внутрен-нюю и внешнюю политику – курс государства, партии, социальных групп, индивидов внутри государства или в международных делах. По направлениям политика подразделяется в зависимости от сферы или субъекта приложения: экономическая, социальная, национальная, демографическая, молодежная, студенческая, аграрная, образовательная, техническая, научная, правовая, экологическая, военная и др. Толкования политики разнообразны, поскольку многомерно и само это явление. Известный французский политолог Р. Арон, выделял следующие трактовки поли-тики: Во-первых, понятие «политика» используется для обозначения концепции, про-граммы действия по поводу власти, а то и самого действия. Так, говоря о поли-тике Ришелье, имеют в виду его взгляды на интересы страны, цели, к которым он стремился, а также методы, которыми он пользовался. Термин «политика» в его первом значении – это программа, метод действия или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом. На английском языке это содержание политики обозначается как «policy». В этом смысле политика обозначает и управление. Данное понятие употребляется в смысле управления, когда следует за названием объекта и представляет область действий: «молодежная политика», «образовательная политика» и др. В другом смысле слово «политика» относится к той области, сфере обществен-ной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические направления. Политика-область, политика-сфера – это некая совокупность, внутри которой борются личности или группы, имеющие свои собственные интересы и мировоззрение. Данный смысл этого понятия на английском языке обозначается как «politics». В третьем смысле термин «политика» означает институциональное измерение, установленное с помощью конституции, правового порядка и традиций, опреде-ленный властный строй сообщества, способ его властной организации. Политика – это особая система, определяющая правителей и способ реализации власти; но одновременно это и способ взаимодействия личностей внутри каждого сообще-ства. [c.10] По-английски институциональноправовое измерение политики обо-значается как «polity»2. Важным является представление о политике как о ценностном суждении: «моральная» или «аморальная», «хорошая» или «плохая», «прогрессивная» или «реакционная» политика. Какую бы важную сферу общественной жизни мы не взяли: работу, быт, средства массовой информации (не говоря уже о государстве и партиях), все они в той или иной степени сопряжены с политикой. Так, разве наше благосостояние не зависит от государственной политики, скажем, в области .приватизации или курса рубля по отношению к доллару? А можно ли считать, что телевидение и печать свободны от политических пристрастий или интересов? Политика является наукой и искусством. Наукой она стала с тех пор, как человечество познало тенденции политического развития, политические приемы, технологии и средства, которыми можно целенаправленно влиять на по-литическую жизнь. В то же время политика является и искусством, поскольку имеет дело с субъективной стороной политических процессов и предполагает использование опыта, интуиции, творческой смелости. В целом политика отражает потребности людей в организации общественной жизни и является отражением социально-экономического развития общества; определяется на основе идеологических ценностей и интересов больших социальных групп; испытывает непосредственное воздействие всего комплекса национально-этнических отношений; зависит от характера общественного сознания и политической культуры; в той или иной степени подвержена воздействию внешних факторов.

Основополагающая задача политики – интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности на базе поиска ба-ланса интересов различных сил, диктуемых потребностями общества в целом, вы-работки и реализации передовой стратегии развития. Разработка и осуществление оптимального политического курса развития страны предопределяет ее успешное развитие на десятилетия вперед.

Источник: Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В.. Политология: Учебник.. 2002

Политика состоит в применении государственных сил к общественному действию. Задачи ее состоят в том, чтобы произвести наиболее могущественное и удачное действие при наименьшей затрате средств, то есть наиболее производительно употребить государственную силу. Что должно быть в наличности для достижения такого результата? Прежде всего должно действовать сообразно природе данной силы, действовать таким способом, какой ей свойственен, а не таким, к которому она непригодна. Во-вторых, требуется движущую силу государства употреблять по возможности исключительно на то, чтобы приводить в необходимое для нее движение все другие общественные силы и их заставлять работать, так сказать, на государственные задачи. В-третьих, должно по возможности не растрачивать имеющихся государственных сил, но приумножать их, для будущей или какой-либо экстренной, непредвиденной работы, имея их для этого всегда в достаточном запасе. Для этого, в-четвертых, требуется сохранять и поддерживать условия, развивающие данную государственную силу, то есть сохранять и развивать условия, ее порождающие, и бороться против условий, ее подрывающих. При соблюдении всего этого и становится возможной задача экономии силы посредством затраты ее исключительно на так называемую «полезную работу». Как известно, во всяком механизме сила тратится на две задачи: преодоление инерции, трения и т. п. препятствий и на «полезную работу», ту, которая составляете цель механизма. Механизм тем более совершенен, чем выше процент силы, идущей на полезную работу. То же правило определяет совершенство государственного механизма. Политика должна довести до минимума количество стоящих на пути государства препятствий и таким образом как можно большую часть сил его тратить только на полезную работу. Эта задача и достигается именно такой политикой, при которой общественные силы работают на государство, в его целях, а не превращаются в силы сопротивляющиеся, которых трение приходится преодолевать. Требуется, следовательно, разумное и искусное отношение государства ко всем имеющимся в обществе силам. В общей сложности, мы можем вкратце выразить задачи политического искусства, и освещающей его науки в следующих тезисах. Политика должна знать силу своего государства и пределы его действия. Она должна знать содержание других социальных сил и разумно определять отношение к ним государства. Она должна знать условия развития и сохранения государственных сил. Она должна знать для этого, в чем государству требуется действовать непосредственно и в чем оно может или даже обязано действовать посредством социальных сил. Она, наконец, должна знать особенности силы того принципа Верховной власти, который поставлен во главе данного государства.

Источники:

Ссылка на основную публикацию